Галереи под трубой

Галереи под трубой

Галереи под трубой
Галереи под трубой
В Москве в стенах бывшей ГЭС-2 появится инновационный музей

Москва активно пересматривает назначение не только своих промышленных территорий, но и крупных объектов индустриальной сферы. ГЭС-2 на Болотной площади – выведенная из эксплуатации московская электростанция – поменяла подчинение с федерального на столичное и в скором времени превратится в «Многофункциональный комплекс ГЭС-2». На днях в московском правительстве было подписано распоряжение о присвоении объекту статуса «инвестиционного приоритетного проекта».

Власти считают, что объект с таким удачным расположением на карте столицы и с новой функцией привлечет большие потоки горожан и туристов. Планируется, что станцию будут посещать порядка 750 тыс. человек в год. Это вполне реально, учитывая, что в 2017 году число гостей города выросло на 22%, а поступления в столичный бюджет от этой статьи доходов составили 93 млрд рублей.

Практика освоения индустриальных площадок и наделение их общественными функциями в мире хорошо известна. В России она пока достаточно новая. ГЭС-2 была введена в эксплуатацию в 1907 году и работала до 2015 года. После закрытия ее постройки были переданы международному фонду развития современной культуры V-A-C, который совместно со всемирно известным архитектурным бюро Renzo Piano Building Workshop работает над реконструкцией здания и его приспособлением под культурный центр.

Ядром комплекса станет Центр современного искусства, он будет включать выставочные помещения и галереи, хранилище, концертный зал, аудиторию для проведения лекций, библиотеку, классы для групповых занятий, мастерские художников и музыкальную студию. Инвестор – компания «НОВАТЭК», возглавляемая Леонидом Михельсоном, – вложит в строительство комплекса не менее 8 млрд рублей. По условиям соглашения инвестор обязан сохранить в первоначальном виде 15 тыс. кв. метров как имеющих статус культурного наследия. Проектируемая площадь комплекса составит 38,8 тыс. кв. метров.

Изменения затронут и прилегающую к ГЭС территорию. Перед основным входом задумана небольшая площадь, с которой посетители попадут на внутреннюю «улицу», окруженную выставками, к западу от здания центра предполагается высадить березовую рощу и расположить объекты паблик-арта, а со стороны Москвы-реки – прогулочный навес.

Глава Renzo Piano архитектор Антонио Бельведере рассказал, что уже имеет опыт работы на подобных объектах. Он считает, что вмешательство архитектора в сложившееся пространство города должно быть минимальным, даже скромным. Центральный неф, или галерея машинного зала – размером 100 х 13 метров и высотой в 22 метра, – будет полностью открыт и станет выставочным пространством. Другие, меньшие по размерам помещения электростанции будут трансформированы в экспозиционные залы.

Здание станет образцом энергоэффективной и устойчивой архитектуры за счет использования солнечных батарей, забора чистого воздуха через надстроенные до 70 метров трубы и сбора дождевой воды. Крышу машинного зала планируется сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток. Прозрачными будут и фрагменты фасада, за счет чего высаженная березовая роща шагнет в пространство выставочных площадей.

Демонтаж оборудования начался в первой половине 2016 года, однако фонд V-A-C уже использовал ГЭС-2 для своих проектов. Например, в феврале 2017 года бывшая электростанция приняла проект «Геометрия настоящего» – серию музыкальных перформансов и инсталляций, лекций и открытых мастерских по саунд-арту, раскры вающих историю развития электронной музыки в России и ее состояние в мире. Также на выставке была представлена картина Василия Кандинского «Резкий и мягкий» 1932 года.
Завершение работ намечено на 2019 год.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
– Проект уникален тем, что им занимается частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы. Это отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методического совета департамента культурного наследия и была принципиально одобрена.

Антонио Бельведере, архитектор:
– Мы не собираемся делать что-то большое и вычурное. Мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. Начали мы с определения места – важно, чтобы здание читалось, музей был хорошо виден с набережной. ГЭС ассоциируется с магией машин, с динамикой. Поэтому мы хотели, чтобы здание продолжало излучать энергетику, но уже культурную, творческую. Сейчас здание изнутри выглядит как огромный пустой собор. Мы решили сохранить максимально оригинальное здание, а внутри создать своеобразную улицу, вдоль которой будут группироваться выставочные пространства.