55 лет назад в Москве запустили движение по Нагатинскому метромосту - Московская перспектива
55 лет назад в Москве запустили движение по Нагатинскому метромосту

55 лет назад в Москве запустили движение по Нагатинскому метромосту

55 лет назад в Москве запустили движение по Нагатинскому метромосту
55 лет назад в Москве запустили движение по Нагатинскому метромосту
Нагатинский метромост во многом уникален. Во-первых, при его строительстве применили множество новаторских по тем временам решений, во-вторых, это самый протяженный столичный метромост – его длина составляет 805 метров. Так что неудивительно, что в 1976 году, через семь лет после торжественного открытия сооружения, авторов его проекта и строителей наградили Государственной премией СССР. Но и спустя более полувека история строительства метромоста вызывает горячие споры в интернете, а виды на закат отсюда считаются эталонными.

ДОРОГА ДЛЯ НОВОСЕЛОВ
Появление проекта строительства моста было связано с тем, что местный промышленный гигант – автозавод ЗИЛ – нуждался в качественном жилье для сотрудников. Окрестные общежития трещали по швам от приехавших трудиться на предприятии провинциалов, но ближайшие к заводу пригодные для строительства новых микрорайонов площади находились за рекой. Это были раскинувшиеся вокруг Коломенского поля колхоза «Огородный гигант» и вошедшие 17 августа 1960 года в состав города села Нагатино и Новинки.

Новоселы, позднее въехавшие в бело-голубые 16-этажки и одноподъездные башни, еще долго наблюдали с балконов за нехитрым деревенским бытом жителей домиков вокруг реки Жужи. Сейчас в этой части музея-заповедника «Коломенское» идет масштабная реконструкция прибрежной территории. А на месте, где даже после заводских новоселий по осени вырастала гигантская гора капусты с колхозных полей, сейчас развернулась стройплощадка станции метро «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии. Именно ради освоения этих территорий и потребовалось построить новое масштабное инфраструктурное сооружение. До его появления добраться от завода до «Коломенского» можно было только через Автозаводский мост. Дорога в объезд занимала почти час.

ЧЕРЕЗ МОРКОВНЫЕ ПОЛЯ
Мост отличался серией новаторских решений: он выполнял функцию «два в одном» – параллельно с автомобильным полотном через эстакаду проложили часть метропутей, выведя на улицу участок зеленой ветки. На другом берегу ветка снова уходила под землю. Метро протянули до «Каховской», открыв четыре новые станции. Позднее эту магистраль переориентируют на юг, а изначально – в 1969 году – движение от «Автозаводской» проложили до «Каховской». По краям автомобильной части моста оборудовали пешеходные тротуары шириной 2,6 метра каждый.

«Великолепны широкие эстакады нового моста, перешагнувшего через искусственное русло Москвы-реки, великолепны автомобильные магистрали. А многие ли знают, что совсем недавно трамвайная одноколейка пересекала тут морковное поле? Гордость за свой район, за свой город испытываешь сегодня», – делился впечатлениями с приехавшими на открытие журналистами местный житель, шофер 9-го таксомоторного парка Андрей Рыков. Помощник машиниста депо «Сокол» Анатолий Есаков рассказал тогда, что от «Каховской» до «Автозаводской» первый состав проехал за 12 с половиной минут. После трамвая-тихохода это был колоссальный прорыв.

Строительство моста и запуск метро стали мощным стимулом к развитию территорий на южном берегу. Через район проложили шестиполосный проспект: он прошел вдоль парка в сторону Каширского шоссе. Старожилы вспоминают, что для этого пришлось снести гигантскую свиноферму, которая находилась на месте, где сейчас располагается подземный переход к парку. Изначально проспект назывался Пролетарским – как и район, через который он проходил. После смерти Юрия Андропова часть трассы переименовали в честь генсека.

НОВЫЙ МОСТ, НОВЫЙ КАНАЛ
Помимо технических особенностей мост примечателен также тем, что перекинут через искусственно созданное русло Москвы-реки – Нагатинский рукав. В интернете до сих пор периодически ведутся споры, что появилось в первую очередь – новое русло или мост. На самом деле правы и те и другие: по факту строительство получилось комбинированным. Частично уже заводненную пойму в месте строительства засыпали, посуху возвели опоры. После этого насыпь разрушили, а собравшаяся у плотины вода пошла дальше.

Момент прорыва насыпи стал настоящим событием для жителей района. Собралось большое количество народу, и зеваки с содроганием ждали, что вода снесет опоры, но строители все рассчитали верно. Новые пролеты устанавливали уже в воде. А свой нынешний вид Нагатинское спрямление получило в течение двух последующих лет. Проектом занимался советский архитектор и инженер Константин Яковлев, знаменитый тем, что еще в 1937 году спроектировал Смоленский метромост – первый в СССР. Всего в биографии архитектора 22 моста, построенных в разных городах страны.

Над Нагатинским мостом Константин Яковлев работал в соавторстве с опытным инженером Александрой Другановой. Она была уникальным специалистом: единственная в истории СССР женщина – проектировщик мостов для железных дорог. За эту работу Александра Друганова была отмечена высшими профессиональными наградами. Помимо Госпремии СССР за Нагатинский мост в ее портфолио есть и уникальные для того периода высшие зарубежные награды: например, Золотая медаль ЮНЕСКО за эстакаду у Рижского вокзала. К тому же Александра Борисовна является первым советским проектировщиком, получившим медаль Юджина Фрейссине: это высшая награда Международной федерации по преднапряженному железобетону.
При строительстве Нагатинского моста специалисты проектно-изыскательского института «Гипротрансмост» применили инновационные на тот момент конструкции из железобетонных пролетных строений коробчатого поперечного сечения. Александра Друганова заложила в проект моста пролеты такой длины (от 114 до 148 метров), на которую инженеры, использующие такие конструкции, ранее не решались.

Официально этот мост через Москву-реку называется Нагатинским, но в профессиональном сообществе его часто именуют Другановским – так коллеги признали неоспоримый вклад Александры Борисовны в проектирование принципиально новой конструкции. При этом она была очень скромным человеком – единственный сохранившийся в архиве института ее портрет сделан уже на пенсии и именно на фоне этого моста.

ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ
Вскоре после запуска движения по мосту в Нагатином затоне появились первые типовые многоэтажки, которые заселили зиловцами. К счастью, району удалось избежать судьбы классических для 70-х годов спальников, застроенных многоэтажными близнецами. Учитывая, что при выезде на мост открывается прекрасная панорама на Москву-реку, власти разрешили архитектурный эксперимент. В 1970 году главным архитектором проекта и руководителем бригады застройки берегового участка Нагатинской поймы стала архитектор Римма Алдонина. Она предложила построить на набережной бело-голубой ансамбль с переменной высотностью, поскольку, по ее словам, место требовало крупного ритма и интересного силуэта. Алдонина взяла за основу типовые дома  серии П-3 и добавила к ним экспериментальные секции повышенной этажности. В итоге удачно расставленные оптимального масштаба бело-синие «паруса» домов Нагатинской набережной стали символом района и очень долго радовали взгляд проезжающих по мосту пассажиров метро и автомобилистов. Однако в начале нулевых этот безупречный ансамбль был нарушен грубой точечной застройкой. К счастью, благодаря уникальному расположению мост никогда не лишится своего второго панорамного вида: при заходе солнца с него открываются шикарные виды. Как и 55 лет назад, Нагатинская эстакада остается мостом самых красивых московских закатов.