Памятники и наказание
Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» вступил в силу 24 августа. По словам Александра Кибовского, документ предусматривает гораздо более серьезные наказания виновных в нанесении вреда памятникам. Чиновник отметил, что прежде Москомнаследие не раз сталкивалось с ситуацией, когда невозможно доказать умысел в причинении такого вреда. Владельцам и инвесторам незаконные работы удавалось подгонять под формулировку «сделано без злого умысла, по неосторожности», уходя, таким образом, от юридической ответственности за свои действия. После вступления в силу нового закона определить виновного стало проще. «Раньше зачастую было непонятно, кто виновен, – строитель, правообладатель или кто-то третий. Теперь вся ответственность ложится на правообладателя, которому принадлежит здание. Уйти от уголовной ответственности виновным удастся лишь в случае форс-мажорных обстоятельств. Однако даже это не освободит собственника от обязательств по возвращению памятнику его исторического состояния», – подчеркнул Александр Кибовский.
По предложению департамента культурного наследия столицы УК РФ был дополнен новой статьей 243.1, которая ввела понятие «ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере (при условии, что стоимость восстановительных работ превышает 500 тыс. рублей)». Штрафные санкции в данном случае составят до 1 млн рублей.
У столичного правительства также появилась возможность принудительно изымать объекты культурного наследия у их собственников. Ранее подобная практика применялась чрезвычайно редко, поскольку государство должно было оплачивать и компенсацию за изъятый объект, и ремонт здания, что выливалось в довольно солидную сумму. Теперь действует другая схема: в случае конфискации памятника государство может сразу же выставить объект на торги. Вырученная на аукционе сумма и станет компенсацией. При этом новый собственник будет заинтересован в четком и своевременном выполнении работ, так как возможность повторного изъятия объекта весьма велика.
Александр Кибовский отметил, что «отношение бизнеса к реставрации объектов культурного наследия в последнее время изменилось в лучшую сторону – особенно это касается льготной аренды. Как уже писала «МП», в начале 2012 года Москва решила предоставлять инвесторам, готовым вложить деньги в реставрацию аварийных зданий-памятников, льготную ставку на их аренду – 1 рубль за кв. метр. Арендатор выплачивает арендную плату, установленную в ходе торгов, за свой счет проводит научную реставрацию объекта, после чего начинает действовать льготная стоимость найма. Только в первом полугодии 2013 года департамент культурного наследия выдал 310 разрешений на реставрацию столичных памятников архитектуры – больше, чем за весь 2012 год (тогда было выдано 258 разрешений). До конца текущего года город планирует выставить на торги еще 50 памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии.