Мы обновили портал. Вы находитесь на его бета-версии. С каждым днем портал будет становится все лучше, удобнее и интереснее. Спасибо, что вы с нами!

"В городах не может быть горного воздуха"

"В городах не может быть горного воздуха"
"В городах не может быть горного воздуха"
Антон Кульбачевский о программе озеленения столицы, промышленности города и планах на будущее

Гостем рубрики "24 этаж" газеты "Московская перспектива" стал глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. Он рассказал о том, как в Москве работает компенсационная высадка деревьев, как департамент работает с промышленными предприятиями, а также о том, какой будет Москва через 15 лет.

За прошедшие шесть лет в столице высадили свыше четырех миллионов деревьев и кустарников, а также обозначили основные направления, в рамках которых будет проходить озеленение столицы. "Первое направление - это компенсационное озеленение. Если в каком-то из районов города идет масштабная стройка, предполагающая вырубку зеленых насаждений, то взамен мы стараемся высаживать крупномеры - не младше 15 лет высотой от трех метров, которые за 1-2 года обретают хорошую крону и радуют глаз. Также подрядная организация, а затем балансодержатель территории отслеживает приживаемость и качество посадочного материала. Например, дерево может оказаться засохшим или зараженным вредителями. Также очень важно правильно ухаживать за посадками. Если дерево три года нормально себя чувствует, мы считаем, что оно прижилось", - пояснил чиновник.

Второе направление озеленения - восстановление деревьев взамен утраченных во время ураганов и других неблагоприятных погодных условий. "Программа касается всего города, но в этом году от ураганов больше всего пострадал север и северо-запад Москвы. В рамках восстановления мы высадили около шести тысяч крупномерных деревьев высотой 6-8 метров", - пояснил Антон Кульбачевский. Третье направление - озеленение дворов и придомовых территорий – так называемая программа «Миллион деревьев». "С осени 2013 года мы высадили в рамках этой программы свыше полутора миллионов деревьев и кустарников. Причем через портал «Активный гражданин» жители могут оставить заявки о том, какие деревья они хотят видеть у себя во дворах", - сказал Антон Кульбачевский.

Говоря о проекте "Миллион деревьев" чиновник отметил, что 13,6% деревьев, высаженных в рамках акции, были украдены или повреждены вандалами. "Сейчас мы эти деревья и кустарники восстановили. Зеленые насаждения города адаптируются к климату города - деревья получают иммунитет в результате частых погодных аномалий и на многие погодные условия уже реагируют положительно", - пояснил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Чиновник также отметил, что Москва - очень зеленый город, но насаждения не всегда могут быть распределены равномерно "Самый малоозелененный округ - Центральный. Сейчас мы начали менять эту ситуацию, в совокупности после окончания реализации программы "Моя улица" прирост зелени в ЦАО составит около 10-15 тысяч деревьев и 200 тысяч кустарников. Конечно, это улучшит ситуацию в центре, снизит загазованность, деревья будут задерживать пыль, а главное - сделают пешеходное пространство более комфортным. Такая тенденция постепенно положительно скажется и на экологической ситуации в ЦАО", - сказал Антон Кульбачевский.

Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды также отметил, что за прошедшие 6 лет уровень загазованности на магистралях снизился. "Если говорить о выбросах от автотранспорта, то в 2010 году это был один миллион тонн, а сейчас уже около 880 тысяч тонн. Тем не мене, эти показатели продолжают оставаться высокими. В любом случае, крупный мегаполис - экологически нестабильная система, на территорию города оказывается колоссальное антропогенного воздействие. В городах не может быть горного воздуха. Если человек решает жить в большом городе, надо это понимать. Тем не менее, сейчас экология Москвы довольно устойчива",- отметил Антон Кульбачевский.

Отвечая на вопрос редакции о том, какое воздействие на экологию города оказывает промышленность, чиновник отметил, что на сегодняшний день в столице работает около 80 предприятий. "57 из них мы контролируем с помощью датчиков. Если где-то есть превышения - выписываем штрафы и применяем другие меры административного воздействия. Процесс вывода предприятий из города закончен, теперь мы только стимулируем предприятия, чтобы они проводили модернизацию. Одно из них - Московский нефтеперерабатывающий завод, который вкладывает колоссальные средства в модернизацию производства, проводит экологически ответственную политику. К 2020 году за счет мероприятий по реконструкции и модернизации предусмотрено снижение выбросов МНПЗ в атмосферный воздух на 48%, по сероводороду снижение объема выбросов составит 96 %. Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения дают неприятные запахи, но у Мосводоканала сейчас открытая политика, москвичи могут прийти на эти предприятия на экскурсию и посмотреть, какие работы ведутся. Созданы специальные сооружения – в виде крышек, которые нейтрализуют неприятные запахи. Мосводоканал за последние полгода приложил большие усилия для того, чтобы воздух в городе стал чище", - сказал Антон Кульбачевский. Также департамент природопользования и охраны окружающей среды контролирует тепловые предприятия - газовые станции, но на них превышения бывают крайне редко. А все новые предприятия столицы, по словам Антона Кульбачевского, будут иметь нулевые выбросы.

По словам чиновника, выбросы в атмосферный воздух от промышленности составляют только 10%. "Остальные 90% - это автотранспорт. Пока это соотношение не меняется, хотя цифры уменьшаются с обеих сторон. С 1 января нынешнего года мы перешли на реализацию на столичных АЗС топлива экологического класса "Евро-5". Эффект от перехода на топливо экологического класса Евро5 по сравнению с топливами Евро4 позволит снизить выбросы диоксида серы в 5 раз, а также снизятся выбросы оксида углерода, оксидов азота и летучих органических соединений. Кроме того, имеет значение экологический показатель двигателя. В связи с тем, что на столичный рынок уже 3-4 года поступают автомобили с двигателями класса "Евро-5", выбросы от автомобилей в атмосферу снижаются. Также на улучшение экологической ситуации влияет транспортная программа – развивается общественный транспорт, строятся новые станции метро, вводятся платные парковки. К 2030 году, в соответствии с проектом Экологической стратегии Москвы, мы намерены уменьшить вредные выбросы у магистралей на 30%. Если сейчас это около 800 тысяч тонн, то к 2030 году это будет 400-500 тысяч тонн. Экологическую стратегию Правительство Москвы планирует принять в первом квартале 2017 года", - отметил Антон Кульбачевский.

Следующий год в России объявлен Президентом Годом экологии. Чиновник рассказал, что помимо обычной деятельности департамент в предстоящем году будет вести много экологопросветительской работы. "Все мероприятия уже распланированы. Например, мы планируем открыть в Москве два новых экоцентра. Есть планы вывести новый сорт розы, которая будет называться "Москвичка". На ВДНХ откроется павильон пчеловодства, а в августе состоится климатический форум", - пояснил глава департамента природопользования и охраны окружающей среды.