Архитектура новых принципов
Принципиально новая школьная архитектура, по мнению экспертов, способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. В последние годы Москва взяла эту идею на вооружение.
За минувшие семь лет число школьников в Москве увеличилось на четверть и достигло 930 тысяч. За это время в столице не только построено более 80 школ, но и значительно возросла доступность качественного образования.
Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается как на внешнем виде, так и на устройстве школ, внутреннее пространство которых должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Даже построенное в соответствии с принципами модульного проектирования учебное заведение не будет отождествляться с безликой серой коробкой. «Московская перспектива» познакомилась с наиболее интересными школами.
Площадь здания: 26 тыс. кв. метров. Вместимость: 1 775 человек.
Это учебное заведение, построенное в честь пятилетия присоединения новых территорий, оказалось одной из самых больших школ в Москве. Здание спроектировано с учетом пожеланий педагогов, будущих учеников и их родителей. В помещениях используется цветовая навигация, а при строительстве, обустройстве и оформлении применялись инновационные материалы и технологии. В спорткомплекс школы входят пять спортзалов (два больших и три малых), стадион и бассейн. Читальный зал школьной библиотеки рассчитан на 90 мест, в ней может храниться до 60 тыс. книг. Крышу библиотеки украшает стеклянный купол. Универсальный мультимедийный зал для старшеклассников вмещает до 725 человек одновременно.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Школа необычной архитектуры возведена с учетом новых стандартов качества, чтобы дети имели все возможности для полноценного среднего образования. Мы хотели, чтобы не только в старой Москве, но и на ее новой территории образование было нисколько не хуже. Мы и в будущем будем строить, используя современные параметры архитектуры.
Площадь здания: 19 тыс. кв. метров. Вместимость: 550 человек.
Школа прозрачная, она просматривается от края до края — от пола до стеклянного потолка. Учебные классы отделены от рекреационных зон прозрачной стеной таким образом, что границы между учебным помещением и коридором нет. Это дает ощущение общности, единого большого дома. Школьные парты высокие (110 см), чтобы можно было работать как сидя на высоком стуле, так и стоя. Помимо обычных классов здесь множество мастерских — робототехники, металлообработки, столярная, архитектурная, художественная, а также покрасочный цех, телестудия и студия звукозаписи, естественнонаучная лаборатория. В школе просторная библиотека. Любой шум в помещениях блокируется акустическими обоями, потолочными плитами и перегородками.
Эрик Валеев, архитектор:
— Типовые проекты ведут к типовому обществу, а ведь для развития индивидуальности важно закладывать определенные принципы в архитектуру учебных учреждений, где с самого раннего возраста формируется личность.
Площадь здания: 25 тыс. кв. метров. Вместимость: 1 375 человек.
Здание построено по принципу безбарьерной среды. Корпус разделен на четыре основных блока: учебный, спортивный, питания и досуга. В школе оборудовано 55 кабинетов. Функцию доски в них выполняют маркерная стена и интерактивная панель диагональю два метра. Открыты кабинеты станкостроения, робототехники, шитья и кулинарии. Классы физики, химии и биологии оснащены островными лабораторными модулями для проведения опытов и экспериментов. Все кабинеты оборудованы мобильной мебелью. Спортивный блок школы включает сразу пять залов, один из которых предназначен для занятий хореографией. Библиотека организована в стиле коворкинг-центра. Вместо стандартного актового зала в школе построен амфитеатр со сценой.
Станислав Мальцев, архитектор:
— При проектировании школы повышенное внимание уделялось запоминающимся фасадам. Внутренние помещения интересны сложностью решения технологических процессов. Результатом планирования и оборудования различных функциональных групп помещений стал объект, работающий как единый организм.
Площадь здания: 11,6 тыс. кв. метров. Вместимость: 600 человек.
Школа разместилась в четырехэтажном здании, спроектированном в классическом стиле. На первом этаже — сервисный блок (входная группа, гардеробы), администрация школы, театр и столовая, на втором — большой трансформируемый спортивный зал, игровой для младших школьников и тренажерный залы. На третьем находится мощный блок мастерских: арт-кабинет, фаблаб, гончарная мастерская. Четвертый этаж — лабораторный. Школа устроена по принципу «умного дома»: например, включить музыку в классе можно одним нажатием кнопки на смартфоне, точно так же регулируется интенсивность и теплота освещения. Принтер и столовая работают по обычной СКУД-карте.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
— Новое время предъявило к зданию школы свои требования. Речь идет не только о направлениях и тенденциях архитектуры, но еще и о меняющихся концепциях педагогики. Именно поэтому предпочтение отдается индивидуальным авторским проектам.