Что-то настоящее - Московская перспектива

Что-то настоящее

Что-то настоящее
Что-то настоящее
Урбанфест прошагал по Москве

На урбанфесте можно было позаниматься йогой на «парящем» мосту, попробовать себя в роли Леонардо Ди Каприо, превратить плоский лист бумаги в волшебный замок и изучить приемы самообороны. Организаторам Московского урбанистического фестиваля удалось заинтересовать совершенно разных людей – и тех, кто предпочитает серьезную деловую программу и стремится узнать что-то новое, и тех, кто мечтал просто развлечься.

Московский урбанфестиваль открылся лекцией Ричарда Сеннета – известного философа и социолога, профессора социологии в университете Нью-Йорка, лауреата премии Спинозы. Ричард Сеннет – один из тех современных социологов, которые пишут о городах, их истории, формировании городской идентичности, культуре и влиянии капитализма на современный город. Сеннет рассматривает город как зеркало западного общества и его культуры. По его мнению, город имеет тело и душу. Социолог анализирует трансформацию публичной и приватной сфер в обществе модерна, пытается понять причины возникновения «мертвого» пространства в современных городах.

С лекциями на фестивале также выступили многие известные эксперты из разных стран, архитекторы, урбанисты, психологи, социологи. Иностранные эксперты поделились интересным опытом. Колин Эллард, американский ученый, специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии, доцент университета Уотерлу (Канада), рассказал о разработанной им экспериментальной методике, направленной на понимание психологии города. Для того чтобы объяснить наши чувства и поведение в каком-то месте, психолог совмещает методы полевых исследований и экспериментальных симуляций в виртуальной реальности. Он утверждает, что в людях заложено врожденное стремление к жизненной энергии. Эта энергия может быть найдена в живой природе, в интересном дизайне, в простом осознании того, что ты сам можешь воздействовать на окружающую тебя среду. И самыми успешными станут те города, которые позволят дать выход этой жизненной энергии.

Кинопродюсер Ван Шейх провел мастер-класс по созданию документального кино и привез картину «Город глазами кота», которую представил совместно с посольством Нидерландов в России. Это увлекательный рассказ кота Фрица о том, что город существует не только для людей. Надо отметить, что в этом году урбанфест представил очень интересную кинопрограмму, причем сразу две премьеры. Первый фильм-исследование режиссера Кристофа Шауба «Архитектура бесконечности». Это история священных пространств, обладающих, по мнению режиссера, особой магией. Второй – французский фильм «Что-то настоящее», посвященный городам-копиям Венеции и Парижа в странах третьего мира.

На «парящем» мосту уже с семи утра проходили мастер-классы по йоге для взрослых и детей. Для детей подготовили очень много разных мероприятий. Например, каждый ребенок мог попробовать себя в роли Леонардо Ди Каприо и Николь Кидман на мастер-классе актерского мастерства от школы «Талантино». На воркшопе «Архитектура теней» можно было превратить плоский лист бумаги в волшебный замок или собрать огромный город с различными двигающимися и подвесными частями. Ребята научились правильно располагать здания на плане города, чтобы тени от высоких домов не перекрывали низкие строения, парки, детские площадки и памятники.

Всех заинтересованных взрослых и детей обучали навыкам самообороны и экстренным навыкам, необходимым в городе. Теперь им известно, что надо сделать в первую очередь, увидев, к примеру, человека, потерявшего сознание в метро.

Гостям фестиваля рассказали, что такое историческая память, коллективная и коммуникативная – в социальных науках эти понятия различаются. Если раньше люди были обязаны помнить о событиях более-менее одинаково, то сегодня политику памяти определяют разные инстанции. Государства, ассоциации, сообщества и отдельные люди ставят и переносят памятники, рассуждают и спорят об исторических личностях, их принадлежности к той или иной нации, группе, государству. На конкретных примерах воспоминаний москвичей стало возможным понять механизмы коллективной памяти горожан, почему одни события помнят почти все жители города, а другие незаметно тускнеют и забываются.

Кому нравится запах скошенной травы и аромат свежесваренного кофе, посетили мастер-класс «Аромагия». Оказывается, один и тот же запах способен вызывать у разных людей совершенно противоположные эмоции. И по предпочтениям в ароматах можно узнать о человеке очень много.

В пространстве купола парка «Зарядья» проходили медитативные гудения, в холле медиацентра спорили о мифологии и ритуальном поведении в городе, превращали город в игровую площадку. На «Прогулке в темноте» узнавали, видят ли незрячие сны, можно ли не глядя перейти дорогу, а также много неожиданного о себе – все остальные человеческие чувства, кроме зрения, подвергались серьезной проверке.

Любопытство многих было удовлетворено и на животрепещущую тему: что нас ждет на улицах города – безопасность или слежка с введением камер с распознаванием лиц. Скоро в Москве создадут одну из крупнейших в мире систем распознавания лиц, которая будет интегрирована в уличные камеры. Уже сейчас в столице установлено около 170 тысяч камер видеонаблюдения, которые расположены рядом с объектами социальной инфраструктуры, подъездами, торговыми и строительными объектами. Городская система видеонаблюдения фиксирует некачественное содержание территорий, нарушения ПДД, ведет мониторинг работы госучреждений, помогает правоохранительным органам бороться с преступностью. Так, записи с камер используются в расследовании порядка 70% правонарушений. Но такая технология позволяет не только отслеживать правонарушителей, но и собирать огромное количество информации на горожан. Эти массивы данных в неправильных руках могут легко стать инструментом шантажа и тотального контроля.

Для театралов тоже состоялся праздник. Они увидели спектакль «Я шагаю по Москве». Мифические оттепельные 1960-е,
первая любовь, песни, молодость и уверенность в том, что скоро все будет очень хорошо.то честная история от честных людей – спектакль «Я шагаю по Москве» от Community Stage и петербургского «Невидимого театра» (режиссер Семен Серзин), который известен по очень душевным квартирникам, где читают Довлатова и Володина.