Десять детей и салат оливье

Десять детей и салат оливье

Десять детей и салат оливье
Десять детей и салат оливье
"Скрепы" - не то, чем кажутся.

Наши люди и наше государство любят поговорить о традиционных ценностях. Любят защищать эти ценности от разнообразных угроз - западных, как обычно утверждается, - но о чем идет речь на самом деле, о каком наборе идей и правил, - большой вопрос.

И, если сделать шаг в сторону от официальных речей и говорить правду, то получится, что определенного содержания за этим словосочетанием просто нет, и что за ним - прячется бытовое ворчание человека второй половины двадцатого века, человека, привычного к социальному шаблону какого-нибудь советского 1970 или 1980 года, который вдруг столкнулся с нынешней западной модой - и, скажем так, слегка растерялся.

И правда, представим, что мы родились в мире фильмов вроде "Служебного романа", "Иронии судьбы" или "Москва слезам не верит", а тут нам показывают экзотических и нелепых "гендерфлюидов", "небинарных личностей" или целую "премьер-министрку", - ну, разве это дело?

Возникает понятное раздражение.

Я и сам, честно говоря, это раздражение вполне разделяю. Мне самому тот унылый, но в чем-то и милый советский мир, в котором выросли современные русские взрослые (и, тем более, пенсионеры) - бесконечно понятнее и роднее, чем та реальность, в которой даже и либеральную феминистку яростно травят за то, что она недостаточно почтительна к такой святыне, как смена пола.

Что они, совсем с ума сошли, у себя "там"? - думаю я, как и многие в России.

Вот это простое чувство и называется у нас традиционными ценностями.

Полезно, однако, напомнить, что к подлинному значению этого термина - наше его понимание не имеет ни малейшего отношения.

Настоящие традиционные ценности - это, мягко говоря, совсем не то же самое, что брюзжание позднесоветского и послесоветского мещанина на радикальные западные перемены.

И хотим ли мы взаправду оказаться там, где они все еще живы и работают - ну, знаете ли, это неоднозначно.

Расскажу о некоторых свойствах традиционных ценностей, ну а понравятся ли они читателю или не очень, - это не мне решать.

Во-первых, главная опора ТЦ (сократим их таким образом), их святая скрепа - это власть старших.

Не президента, не мужа и не родителей строго до 18 лет, нет, - а власть любых старших родственников. Вы должны всегда подчиняться отцу, свекру, старшему брату, главе клана, и без их разрешения вы не можете ни жениться, ни уехать, ни сменить профессию, ни совершить какую-то крупную сделку, не говоря уж о таких невозможных вещах, как перемена религии или политической лояльности.

Откройте пьесы Островского о жизни классических русских купцов - и там вы увидите именно эту диктатуру.

И забудьте даже и думать про такие глупости, как «семья по любви» - та самая, которую воображают сейчас как альтернативу загадочным или неприятным гендерам-развратникам. Семью вы будете создавать с тем, на кого укажут старшие – и точка. Стерпится – слюбится.

Далее, важнейшая черта ТЦ - это когда у людей много-много детей, но эти дети - не вполне дети в том смысле, в каком мы говорим: ну, он же еще ребенок, куда ему в армию идти.

Люди в мире ТЦ рожали не двоих и не троих, а пятерых, семерых, десятерых, заведомо зная, что как минимум половина из них довольно быстро погибнут - от болезней, из-за случайных несчастий и конфликтов (пожаров, драк, падений с лошади и проч.) и на войне.

Но и те из них, кто выживал - могли быть разве что "младенцами" в первые свои годы, но что такое "долгое детство" нового времени, в рамках которого у человека есть и большой пубертат, а потом еще и юность, молодость, когда он развлекается и впитывает жизнь, а на него смотрят снисходительно, помогают и опекают, - этого люди из мира ТЦ не знали.

Как только мальчик мог держать оружие, он становился воином.

Как только у девочки начинались известные биологические процессы, ее выдавали замуж, и она начинала рожать.

И никаких, как это было принято в позднем СССР, бородатых "молодых", когда "подрастающим поколением" и "нашей сменой" считались те, кому было лет этак до сорока.

В этом возрасте в мире ТЦ человек был почти стариком.

И еще кое-что существенное. 

В реальности ТЦ у каждого выжившего могло быть только два базовых занятия (не считая женского деторождения): воевать или пахать землю. Исключения имелись: кто-то торговал, кто-то уходил в монастырь, но война и земля составляли главное содержание тогдашней жизни.

И, собственно, массовое появление у людей иных занятий, когда с определенного момента в любом обществе возникло много бизнесменов, юристов, технических специалистов, политиков, журналистов, артистов, и уж тем более – офисных служащих, а не только солдат и крестьян с непрерывно рожающими женами, - все это и было признаком того, что традиционные ценности отступают и образуется другая социальная вселенная, приближение которой, конечно, воспринималось недоверчивыми людьми как признак конца времен и ужасающего повреждения нравов.

Итак, власть старших родственников, огромные семьи с низкой выживаемостью и очень ранним взрослением, непрерывная война и тяжелый физический труд в поле, - это, конечно, не все признаки «традиционного» мира, но и этих вполне достаточно, чтобы понять, что настоящие ТЦ ничем не напоминают тот уютный кусочек истории в двадцатом веке – с салатом Оливье, Эльдаром Рязановым и семьей из мамы, папы и одного ребенка в двухкомнатной квартире, - который теперь кажется нам чем-то заповедно-старинным, и который, на самом-то деле, был всего лишь остановкой на пути длительных и радикальных изменений жизни, а вовсе не ее «испокон веков» существующей скрепой.

Стоит ли возвращаться к «традиции», какой она была в действительности?

И можно ли законсервировать тот промежуточный результат прогресса, что мы имели полвека назад, отбросив с дороги этот нелепый мир гендеров?

О, как мне хочется ответить «нет» - только на первый вопрос.

Но я предпочел бы никого не обманывать – и готовиться к неизбежному.

Теги: #