Дизайн — уникальный навигатор

Дизайн — уникальный навигатор

Дизайн — уникальный навигатор
Дизайн — уникальный навигатор Фото: Полина Наседкина
Новые станции московского метро продолжают традицию самого красивого метро в мире

В столице одновременно строится беспрецедентное количество новых станций подземки. При этом дизайн почти трети из них выполнили команды архитекторов, победившие в международных конкурсах на оформление объектов подземки. Они проводятся ежегодно, начиная с 2014 года, в ближайшее время городские власти планируют еще один такой конкурс.

Метрополитен — в первую очередь транспортное сооружение, предназначенное для перевозки людей. Во многих странах мира такой постулат является определяющим при проектировании и строительстве подземки, пассажиры в метро будут ездить в любом случае, будь оно красивым или нет. Но в Москве метрополитен стал настоящим событием, архитектурным в том числе. Его оформлению уделялось и уделяется особое внимание. Все дело в эмоциях и эмоциональном фоне, который создает архитектурный объект. Именно это определяет качество жизни человека, что влияет на производительность труда, межличностные отношения, культурный уровень и развитие общества в целом. Выбрать самые интересные, оригинальные архитектурные и проектные решения помогают творческие конкурсы. Как говорит главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, их ценность — в возможности отыскать и зажечь новые архитектурные звездочки на столичном небосклоне, которые со временем могут проявить себя как настоящие звезды, а архитектурный ландшафт Москвы обогатится новыми именами. В новейшей истории развития метрополитена Москвы прошло уже четыре конкурса. Уникальный дизайн получили в общей сложности девять станций.

В целом в истории Московского метрополитена отмечают несколько крупных архитектурных эпох. С 1935 по 1960 год архитектура в метро стояла едва ли не на первом месте, в эти годы появились самые грандиозные станции. Затем шел трудный этап упрощения, удешевления и унификации, который продолжался примерно до 2000 года, и сегодня мы находимся на третьем этапе, когда проектировщики пытаются найти баланс между технологией и дизайном.

Марат Хуснуллин
Марат Хуснуллин
заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Каждая станция метро должна быть уникальной — это наша принципиальная позиция»

Впервые в постсоветское время архитектурный конкурс на дизайн новых станций метро «Новопеределкино» и «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии был объявлен в 2014 году. Лучшую идею по оформлению «Солнцево» предложило российское архитектурное бюро Nefa Architects, а на станции «Новопеределкино» использована концепция латвийских специалистов.

При этом активное участие в выборе дизайна принимают сами горожане. Важна адресность, метро должно быть своеобразным навигатором по городу, пассажир должен узнавать станцию не только по ее названию, но и по внешнему облику.

В ближайшее время планируется объявить еще один конкурс на оформление станций столичной подземки. Что это будут за объекты, пока организаторы держат в секрете.