«Догонять нам некого»

«Догонять нам некого»

«Догонять нам некого»
«Догонять нам некого» Фото: Сергей Ведяшкин/АГН Москва
Москва в авангарде мировой транспортной системы

О настоящем и будущем московского транспорта корреспондент «МП» беседует с Александром Морозовым – директором по транспортному планированию и прогнозированию Центра экономики инфраструктуры.

Александр Сергеевич, как вы оцениваете московский транспорт?

– В последние годы наметился кардинальный рывок вперед в развитии транспортной системы. И наибольший прорыв, наверное, в использовании ресурсов железной дороги. Протяженность этих веток в городе – почти такая же, как подземки, но перевозил ж/д транспорт всего 6% пассажиров. Стоимость модернизации ж/д в формат наземного метро (как на МЦК) – это практически миллиард на километр. Если сравнить с метрополитеном, где сумма 5–7 млрд за километр, получается намного эффективнее. Мы вкладываем меньше средств, чем в метро, а качество получаем такое же: поезда ходят с небольшим интервалом, по единому проездному, на станциях чистота и порядок, хороший подвижной состав, скорость и надежность сообщения. Это то, чего никогда не было в нашей стране!

Можно ли сказать, что метро теперь будут пользоваться меньше?

– Нет, без метро Москву невозможно представить. И потенциал ж/д транспорта реализуется там, где есть ж/д пути. И это сразу сильно ограничивает тот ареал полезного, эффективного улучшения, который может дать «железка». Мы понимаем, что дальнейшее расширение сети метрополитена также крайне необходимо Москве. Единственный вопрос: куда направлять основные усилия – выводить его дальше в Москву и область или же увеличивать плотность сети внутри города. В столице сравнительно низкая плотность станций метро в центре по сравнению с рядом европейских мегаполисов. Была дискуссия по продлению существующих линий метро в Красногорск, Балашиху и Мытищи. И пока она была решена в пользу как раз МЦД – именно потому, что там есть эти коридоры.

Кто в основном пользуется сегодня ж/д транспортом – жители области или москвичи?

– На мой взгляд, деление на Москву и область несколько искусственно. Мы по этой теме проводим довольно много исследований. В ближнем поясе Подмосковья (Красногорск, Мытищи, Балашиха и т.п.) грань очень тонкая. Человек может быть зарегистрирован в Москве, а жить в Красногорске. Жить в Красногорске и работать в Москве. Жить в Строгине в Москве и работать в Красногорской администрации МО. Это статистически очень значимая группа. Например, сейчас ежедневно порядка 500 тысяч поездок совершается в направлении из Москвы в Подмосковье. И таковых становится все больше. Например, в «Сколково», в «Шереметьево» (где внутри и вокруг огромное количество рабочих мест). То есть неправильно говорить о делении. Для этого, собственно, и была создана дирекция Московского транспортного узла, которая призвана смотреть на Москву и область в целом как на агломерацию, территорию, которая неразрывно связана.

Если говорить о надежности – какой вид транспорта гарантирует поездки без опозданий?

– Думаю, что это рельсовый вид транспорта – он надежен, идет без пробок, на нем самое меньшее количество происшествий. Но есть еще и третий вид – трамвай, который никак не получит своего развития. Он гарантирует сокращение затрат времени и финансовых затрат, сокращение ДТП. Автобус наиболее дорогостоящий из всех видов транспорта – больше всего ДТП и загрязнения. И, конечно, низкоэффективный автобус в перспективе лучше заменить рельсовым транспортом – будь это ж/д или трамвай.

Как, по-вашему, будет дальше развиваться транспортная система Москвы?

– В Москве однозначно ей есть куда развиваться. Это мы еще не поговорили про туристические, но тем не менее важные проекты, связанные с освоением воздушного пространства Москвы. Но это, знаете, как генная инженерия, невозможно ее остановить, можно стараться ее регулировать, чтобы она соответствовала каким-то этическим нормам, но то, что люди будут в этом направлении действовать – это совершенно очевидно. Этот ящик Пандоры уже открыт. С воздухом то же самое. Думаю, что это дальнейшее направление, куда должна быть направлена стратегическая мысль – небольшая грузовая логистика дронов. У «Амазона» есть уже проект доставки дронами – за три часа в любую точку города Нью-Йорка.

Сегмент грузовых перевозок внутри города растет гораздо быстрее, чем перевозки пассажиров, – это и бесконечное количество доставщиков еды, которых будет все больше и больше. Если взять снимок какой-нибудь автомагистрали в городе, количество «газелей» и маленьких автомобилей будет составлять процентов 30–40. Значительная часть этого потока в перспективе должна переключиться на воздух. Москва сейчас находится в авангарде мировой транспортной системы, нам требуется решать задачи, которые в мире еще никто не решал, мы приходим сейчас к тому моменту, что догонять нам некого.

 

Теги: #