Должен он бежать и прыгать

Должен он бежать и прыгать

Должен он бежать и прыгать
Должен он бежать и прыгать
Как формировать оздоравливающую городскую детскую среду, проектировать площадки, которые помогут гармонично взрослеть и развивать полезные навыки? Теоретические споры закончились практическими решениями: девелоперы презентовали первую наработку, созданную с учетом мнения нейропсихологов

Дискуссия на эту тему началась на выставке «АРХ Москва-2021» с обсуждения общемировой градостроительной концепции «Город для детей». За пандемию предположения урбанистов подкрепились медстатистикой о том, как минимальная физическая активность сказалась на развитии дошкольников.
Как результат – «Интеко» презентовала проект нейродинамической площадки, созданной в соавторстве с экспертами детского неврологического центра «Прогноз». Тему продолжили на Moscow Urban Forum на сессии «Дети в городе. Глобальные и локальные инициативы создания среды для детей в мегаполисе».

Мегаполисы проходят «тест на эскимо»
В «Зарядье» международные эксперты, среди которых директор ZCD Architects, советник мэра Лондона по городскому дизайну Дина Борнат, гендиректор и сооснователь Growing Up Boulder Мара Минтцер, главред журнала Cities & Health Маркус Грант, обсудили необходимость строить города не по принципу «взрослым для взрослых», а с учетом разных детей.

В мире популярна методология, оценивающая, насколько район дружелюбен и безопасен для детей (child-friendly). Это «тест на эскимо»: сможет ли ребенок сам, без риска попасть на трассы, дойти до магазина, купить мороженое и вернуться домой до того, как оно растает? Как эта проблема решается в Великобритании, рассказала советник мэра Лондона по городскому дизайну Дина Борнат. Городская администрация проводит исследования, одно из них называется Making London Child Friendly – это свод рекомендаций, как сделать город более безопасным.

Новые нейронные связи
Но кроме обеспечения безопасной среды важно предоставлять детям возможности для физического и когнитивного развития. Эта тема для дискуссии перекликается с идеями, звучавшими накануне на выставке «АРХ Москва». Во время российской презентации нейродинамических площадок, которые позднее были представлены и на Moscow Urban Forum, гости вспоминали, что в детстве им служило пространством для игр. Гаражи, стройки – типичные «игровые площадки» советского ребенка. И вечный родительский кошмар. Но благодаря играм на таких территориях у советских детей было меньше неврологических диагнозов, чем у нынешнего «поколения гаджетов».

«Я спросил детского невролога: «Почему раньше детей с задержкой речевого развития или нарушенной концентрацией внимания было меньше?» – вспоминает президент компании «Интеко» Александр Николаев. – Мне ответили, что такие дети были всегда. Но неврологические отставания быстро компенсировала открытая среда. Мы прыгали через овраги, лазали по деревьям, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг изобретал, исследовал, рисковал!»

Для гармоничного развития детского мозга ребенку необходимо ежедневно проводить на улице от трех до шести часов – висеть вниз головой на турнике, крутиться на карусели, качаться на тарзанке. Как объяснила кандидат педагогических наук, психофизиолог и автор научных статей о развитии мозга детей Виктория Ефимова, многие жалобы младшеклассников, их педагогов и родителей связаны именно с этим – замедленное развитие мозга из-за недостатка двигательной активности.

В компании «Интеко» задумались, как адаптировать дворовые комплексы под детскую вестибулярную систему. И в сотрудничестве со специалистами клиники «Прогноз» разработали нейродинамическую методику создания игровых пространств. Регулярные прогулки на таких площадках превращаются в полезную гимнастику и помогают «доращивать» детский мозг.

Что должно быть на площадке?
На прогулке необходимо тренировать так называемые полукружные каналы и отолитовый аппарат. Для развития этой части вестибулярного аппарата созданы карусель-чаша, горки со спиральным скатом, встраиваемые батуты, тарзанки, качалки на пружине, закрепленные в одной точке, горки с прямым скатом, качели-балансир, тоннели для лазания, переговорные трубы, степ-платформы.
Важно оборудовать площадки комплексно, организовывая дворы с разным наполнением, чтобы дети могли переходить с одной площадки на другую, расширяя «кинетический кругозор». Эти тезисы органично перекликаются с тем, что обсуждали на «АРХ Москве».

Учесть потребности особенных детей
Модератор сессии на Moscow Urban Forum, руководитель проекта Streets for Kids Анна Спирикова отметила, что важна и интеграция в городскую жизнь ребят с инвалидностью.
Это перекликается с озвученной на «АРХ Москве» статистикой, приведенной социальным психологом, академическим куратором программы «Управление развитием территории» Натальей Минеевой: только в Москве живет 47 тысяч детей с инвалидностью. Это не считая тех, у кого диагноз «аутизм». И необходимо учесть ошибки первой волны обустройства доступной среды, оборудовать площадки без явного акцента на особенных детей.

Теги: #