Гараж для экспонатов

Гараж для экспонатов

Гараж для экспонатов
Гараж для экспонатов
Согласован проект по сохранению и приспособлению под современный музей комплекса зданий «Гараж для грузовых машин» архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27, стр. 1 и 3). «Реставрация коснется сразу двух исторических зданий – гаража для грузовых машин и административного корпуса», – сообщила председатель Комитета Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Анна Яковлева.

Проектные решения по реставрации объекта «Гараж для грузовых машин» предусматривают комплекс мер по сохранению, укреплению и воссозданию архитектурного оформления фасадов: демонтаж поздних пристроек, обновление металлических перемычек, восстановление кирпичной кладки стен и столярных заполнений дверных, оконных и витринных проемов с исторической расстекловкой, отметила Анна Яковлева.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
С целью восстановления интерьеров зданий запланированы работы по реставрации поверхности стен, потолков, откосов, металлических колонн и балок здания, наборных ступеней лестниц, металлического ограждения лестниц и деревянных поручней из дуба. При этом современные инженерные коммуникации запроектированы таким образом, чтобы сохранить исторические объемно-пространственные характеристики здания. «Комплекс, построенный в 1926–1929 годах по проекту родоначальника советского авангарда архитектора Константина Мельникова и инженера-изобретателя Владимира Шухова, признан объектом культурного наследия регионального значения. Поэтому работы будут проводить под контролем Мосгорнаследия», – отметил глава департамента культурного наследия Алексей Емельянов. В зданиях сформируют различные зоны, предусмотрено строительство входной группы с вестибюлем и фойе. Появятся экспозиционно-реставрационная мастерская, многофункциональный зал, административные и складские помещения. В составе комплекса будут функционировать магазин, библиотека, коворкинг, буфет. Обустроят проезды и тротуары, выполнят наружное освещение, а также разбивку газонов, высадку деревьев и кустарников.

МОМЕНТЫ ИСТОРИИ
История объекта ведет свое начало с 1924–1925 годов, когда московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. Уже к 1928 году их количество в городе достигло почти 300. Для размещения авомобилей потребовалось построить гараж, для которого на Новорязанской улице был отведен небольшой клиновидный участок земли.
«В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию. Я еще не успел достроить Бахметьевский манеж для автобусов, как московское коммунальное хозяйство предложило мне разрабатывать проект гаража для грузовых машин», – писал Константин Мельников. Из-за небольшого размера участка строительства гараж был решен в форме подковы, вдоль внутреннего изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков. Благодаря такому решению пространства внутри могло одновременно помещаться 110 крупногабаритных автомобилей.

Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был выполнен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого располагалось по паре ворот для разнонаправленного движения автотранспорта. Грузовики въезжали внутрь с Новорязанской улицы и выезжали с противоположной стороны, сделав полукруг. Ворота архитектор поставил под углом, чтобы не только сделать удобным заезд в здание и выезд из него, но и придать гаражу необычный вид. Другая интересная особенность гаража – его металлические перекрытия. Работа над ними была поручена Владимиру Шухову. Инженер спроектировал несущие конструкции, которые не требовали большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. В результате в гараже появилось место для маневра грузовых машин.

АВТОБУСНЫЙ ПАРК ИЛИ АРТ-ЦЕНТР?
В 1948 году гараж сменил профиль. На его базе заработал 4-й автобусный парк, который просуществовал до конца нулевых. В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован с целью сделать там арт-центр. Но не сложилось, проект свернули. Потом зданием заинтересовался ГМИИ им. А.С. Пушкина, руководство которого думало разместить в гараже хранилище. Идея также не была реализована. Музей архитектуры имени А.В. Щусева хотел открыть в гараже свой филиал – центр авангарда. Однако и эта идея была воплощена в жизнь лишь в виде проекта.
В 2017 году Минкультуры и руководство национального комитета ИКОМОС рекомендовали гараж на Новорязанской улице для включения в список ЮНЕСКО. Градостроительно-земельная комиссия мэрии приняла окончательное решение – в гараже будет размещен музей «Московский транспорт», который пока располагается на Рогожском Валу.

Теги: #