Геркулес с Большой Ордынки

Геркулес с Большой Ордынки

Геркулес с Большой Ордынки
Геркулес с Большой Ордынки
19 октября исполняется 80 лет со дня рождения народного художника, дважды лауреата Государственной премии скульптора Вячеслава Клыкова

Каждому москвичу и гостю столицы известен памятник маршалу Жукову возле Исторического музея, где великий полководец изображен таким, каким он был на Параде Победы 1945 года. Эта и многие другие работы Вячеслава Клыкова украшают столицу и города России, они выставлены в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Он добился мировой известности, но сердце его, как признавался сам мастер, всегда разрывалось от любви, когда он ехал в село Мармыжи, где родился и вырос. А если кто-нибудь не знал, где это, Клыков искренне возмущался: «Как? Киев – знаешь, Париж – знаешь, а Мармыжи не знаешь?! Ну ты даешь…»

Многие москвичи видели, как по утрам в мастерской на Большой Ордынке, где жил и работал скульптор, выходил во двор обнаженный Геркулес и выливал на себя несколько ведер ледяной воды. По воспоминаниям современников, Вячеслав Клыков был бойцом до мозга костей и в жизни, и в спорте. Сила таланта, сила духа и физическая сила органично сочетались в этом удивительном человеке. В юности он был чемпионом Курской области сначала по борьбе, а затем по боксу, ему прочили большое спортивное будущее, но он избрал другой путь. Хотя физическая подготовка очень пригодилась Клыкову и в нелегком труде скульптора-монументалиста. Заслуженный тренер России Константин Новиков вспоминал, как Клыков лепил из глины скульптуру советского боксера-тяжеловеса Николая Королёва: «Тогда был жаркий летний день. Клыков работал с голым торсом. Я отчетливо видел, как по его спине, блестящей от пота, под кожей перекатывались от напряжения тугие бугры мышц. Это была спина атлета, а ведь Вячеслав Михайлович тогда разменял уже седьмой десяток лет! Тяжелый труд скульптора – тут и поиск, и муки творчества, да и физически намаешься, пока глины намесишь...» Вячеслав Клыков родился в селе Мармыжи Курской области, он был очень предан своей малой родине, искренне любил Россию, создал и возглавил Международный фонд славянской письменности и культуры. Возле здания, в котором он находится, сегодня стоит памятник мастеру. Вячеслав Михайлович часто повторял: «Для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко и дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную…» Среди более чем 200 скульптур, созданных им, много русских православных святых, а также великих поэтов, воинов и государственных деятелей.

Известность к Клыкову пришла в 1970–1980-е годы после оформления Центрального детского музыкального театра и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве. Позже мастер обратился к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому. На эту работу его вдохновила картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В 1988 году памятник был открыт на родине святого в селе Радонеж недалеко от Троице-Сергиевой лавры: Сергий Радонежский стоит на перекрестке, словно благословляя всех путников, следующих по дороге в лавру.

Недалеко от Красной площади находится памятник Иоанникию и Софронию Лихудам – греческим просветителям. Это дар греческого правительства москвичам, тоже работа Клыкова. Памятник установлен рядом с Заиконоспасским и Богоявленским соборами, где в свое время стояло здание Славяно-греко-латинской академии, основанной греческими монахами. Памятник Дмитрию Донскому украшает сквер на пересечении Николоямской и Яузской улиц недалеко от Библиотеки иностранной литературы, а монумент Великой княгине Елизавете Федоровне Романовой находится во дворе Марфо-Мариинской обители на Якиманке.

В своем последнем интервью скульптор как бы подвел итог своему творчеству: «Вы знаете, как легче всего выйти из болота? По вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтобы не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Теги: #