Город с историей

Город с историей

Город с историей
Город с историей
На Московском урбанистическом форуме были представлены результаты исследования авторитетной международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Наследие в большом городе: сравнительный анализ деятельности в сфере охраны культурно-исторического наследия пяти европейских столиц за последние пять лет». Москва стала одним из лидеров.

Внимание экспертов привлекли пять европейских столиц с высокой концентрацией объектов культурного наследия: Лондон, Париж, Берлин, Рим и Москва. «Эксперты впервые столь подробно сравнили основные параметры, касающиеся охраны исторических зданий в ведущих мегаполисах Европы. Как видно из исследования, Москва занимает лидирующие позиции по всем основным пунктам, включая объем городских инвестиций, контроль сохранности памятников, общее число и ежегодный прирост объектов культурного наследия», – отметили в департаменте культурного наследия столицы.

Согласно исследованию, Москва – лидер по объему государственных ассигнований, направленных на сохранение культурного наследия. С 2015 по 2019 год из госбюджета было выделено свыше 1,4 млрд евро. Это в 2,5 раза больше, чем у занявшего 2-е место Парижа (581,8 млн евро), и в 6,5 раза больше, чем у Рима (211,5 млн евро), который расположился на третьей строчке. Отмечалось, что в Лондоне 19,6 тыс. объектов культурного наследия, в Москве – около 8,3 тыс., в Берлине – 8,2 тыс. Вместе с тем российская столица демонстрирует наибольший прирост числа объектов культурного наследия. За пять лет их количество возросло на 504 единицы. Лондон находится на 2-м месте по этому показателю – плюс 358, 3-е место у Берлина – 102 новых объекта.

Во всех городах, кроме Берлина, охрана памятников культуры закреплена на национальном уровне, а в российской столице дополнительно действует региональный уровень охраны исторических памятников.
Москву, Лондон и Париж специалисты также выделили за проактивный подход к охране объектов культурного наследия. При этом их очный мониторинг регулярно проводится только в Москве. В других городах из исследуемой пятерки подобная практика отсутствует – в Риме охрана объектов ведется с помощью камер видеонаблюдения, а в Берлине проверки обычно проходят по заявлениям горожан.
Эксперты также отметили развитие в Москве цифровых платформ и приложений, которые помогают привлекать горожан к активному участию в вопросе сохранения исторических зданий.
Учли они и то, что в Париже, Лондоне и Берлине до 90% объектов культурного наследия находятся в частной собственности. В Риме более половины памятников принадлежит государству, Церкви или некоммерческим организациям. В Москве же в госсобственности находятся 65% культурных объектов.
Кроме того, столица России занимает 2-е место после столицы Италии по числу памятников археологии и лидирует по количеству исторических усадебных комплексов, фортификационных сооружений и охраняемых парков. Кроме того, в Москве самая высокая доля зданий до трех этажей среди объектов культурного наследия.

Реставраторы возвращают историю
Среди важных объектов культурного наследия столицы –Московский императорский воспитательный дом. Этот памятник архитектуры XVII–XX веков расположен на берегу Москвы-реки, рядом с парком «Зарядье» и является одним из крупнейших комплексов дореволюционного периода. Он объединил шесть объектов культурного наследия федерального значения, а также восемь зданий, не имеющих статуса памятников. Ансамбль ждет масштабная реконструкция. «Уже завершены подготовительные работы, и осенью планируется приступить к восстановлению конструктива здания», – рассказал первый замглавы департамента культурного наследия столицы Сергей Мирзоян.

Выполнены научно-исследовательский этап и изыскания, специалисты вскрыли многочисленные поздние советские и постсоветские наслоения, изменившие наружный облик и интерьеры строений, раскрыли первоначальные проемы, провели археологические раскопки. Завершается согласование и утверждение проектной документации по предстоящей масштабной работе. Московский императорский воспитательный дом был заложен в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведение для детей, оставшихся без родителей. Инициатором его создания выступил Иван Бецкой – деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II. Под строительство отдали Васильевский луг – участок земли между Солянкой и Москвой-рекой. Комплекс зданий спроектировал Карл Бланк. Дом должен был состоять из трех замкнутых корпусов-каре с обширными внутренними дворами. Главный корпус и западное каре были построены в XVIII веке, а восточное возвели только в 1960-х годах по инициативе советского архитектора Иосифа Ловейко.

В течение двух столетий комплекс воспитательного дома продолжали расширять и достраивать. В 1812 году служители дома, оставшиеся в занятой французской армией Москве, спасли главное здание от пожара. После Октябрьской революции здесь размещался Дворец труда, описанный в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» как Дом народов. В 1938 году комплекс зданий с прилегающей территорией передали военной академии им. Ф.Э. Дзержинского. До конца века территория была закрыта для посещения гражданскими лицами, а в 2000-х здания перешли в собственность Москвы. Город начал поиски инвестора для восстановления архитектурно-исторического ансамбля.

В конце 2017 года у воспитательного дома появился собственник, который сразу включился в работу по его сохранению. «В целом комплекс дошел до нас в первоначальном виде, по крайней мере фасады. Интерьеры очень сильно пострадали из-за пожара, в результате перепланировок изменилась пространственно-планировочная структура. Анфилады были перекрыты, пробиты новые проемы из коридоров. Церкви в 1920-е годы сильно перестроили, главы и барабаны церквей разобрали. В это же время по проекту архитектора Иванова-Шица построили зал в стиле модерн, продемонстрировав при этом пилоны и своды, которые держали главу церкви святой Екатерины. Сделали трибуну, уклон. Конечно, новые архитектурные формы интересны, мы их сохраним и отреставрируем. Кстати, общественность очень волнуется по поводу этого зала. Все будет сохранено», – заверил руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» Борис Савин. Завершить реставрацию и реконструкцию историко-архитектурного ансамбля планируется в 2024–2025 годах.

Теги: #