Искусство об искусстве

Искусство об искусстве

Искусство об искусстве
Искусство об искусстве
Экспозицию можно считать явлением уникальным. Впервые на одной музейной площадке представлены самобытные объекты, появившиеся в столице в последнее десятилетие или ожидающие ввода. Таким образом, выставка стала своеобразным отчетом главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова в связи с 10-летием его деятельности на этом посту.

К онцепцию экспозиции обозначила директор МУАР Елизавета Лихачёва: «Для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве. Выставка посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее. Мне бы хотелось, чтобы те принципы проектирования и планирования, которые утвердились за последние десять лет в столице, продолжались и развивались, потому что в конечном итоге архитектура – это среда, в которой мы живем». По мнению директора музея, сегодня архитектура становится важнее строительства. «На первый план выходит имя архитектора, и значительно возрастает его персональная ответственность за проект. На выставке мы рассказываем о современной архитектуре с помощью фотографии. По сути, рассказываем об искусстве с помощью искусства. Ожидаю, что выставка окажется популярной, ведь фотография – это современная живопись», – отметила Елизавета Лихачёва.

Сергей Кузнецов рассказал, что для представления образцов нового строительства были выбраны 33 объекта, хотя, по его мнению, их могло быть и больше. Он выразил уверенность, что многие из этих зданий через несколько десятилетий получат статус объектов культурного наследия – таковы их архитектурные достоинства. При выборе объектов уделялось внимание многому – современности, общепризнанности, но главным требованием стали самобытность и грамотная интеграция в городскую среду. Например, БЦ «Аквамарин» на Озерковской набережной (архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов) – очень московский проект, считает Марк Акопян, сокуратор выставки. Между четырьмя корпусами центра прорезана внутриквартальная улица. Такое решение типично для дореволюционных офисных зданий Москвы. Комплекс стал примером того, как современные здания за счет тонких отсылок к известным московским постройкам могут быть контекстуальны городу. А отреставрированный Дом Наркомфина – еще один срез столичного стиля, уникального направления конструктивизма.

На фотографиях узнаваемые объекты, уже ставшие новыми визитными карточками города, – парк «Зарядье», ГЭС-2, жилой комплекс на площадке Бадаевского завода, Музей русского импрессионизма, жилой комплекс RED7, ЖК «Садовые кварталы», штаб-квартира «Новатэк», павильон «Атомная энергия» на ВДНХ и другие. Сюжетами фоторабот стали не только объекты капитального строительства, но и площади. Например, Триумфальная с ее новыми приемами благоустройства, уже тиражируемыми в других городах России. Фотограф Ольга Отченашева говорит, что снимала площадь, добиваясь нужного результата, почти неделю – с разных ракурсов, в разное время суток, при разном освещении. А фотограф Влад Фиактистов отметил достоинства станции метро «Терехово» архитектора Юлии Бурдовой. По его мнению, монохромный павильон вестибюля с разнообразием фактур порождает в воображении целый спектр ассоциаций. Эта фоторабота не потребовала никакой цветовой коррекции: светло-серую гамму разбавил бледно-желтый цвет всего лишь двух деталей, так возник модный в современной фотографии эффект цвета на черно-белом фоне. Среди станций подземки выделяются и «Мнёвники» (архитектурное бюро Тимура Башкаева). Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала – голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.

Среди авторов снимков также Сергей Пономарёв, Алексей Народицкий, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин и другие. По мнению фотографов, их миссия заключается в том, чтобы показать неожиданные ракурсы того, что люди видят постоянно, не замечая чего-то важного. Объекты подобраны разные и по стилю, и по назначению. Причем кроме фоторабот в «Анфиладе» можно увидеть и визуализации – то, что уже строится, но с помощью фотокамеры пока не может быть представлено в своем финальном варианте. Архитектура – дело пристрастий и вкуса. Поэтому выступавшие перед журналистами главный архитектор, директор музея и фотографы сначала скептически отнеслись к просьбе прессы назвать любимые объекты. Однако некоторые все-таки были названы. Причем даже те, которые не вошли в число представленных в музее. Например, Дворец водных видов спорта. Что же касается очевидного на первый взгляд лидера рейтинга самых популярных и востребованных у москвичей объектов – парка и КЗ «Зарядье», то Сергей Кузнецов, соавтор проекта, высказался неожиданно: «Он достанется нашим потомкам уже совсем в другом виде. Так что вряд ли его можно сейчас характеризовать как-то однозначно».

Главный архитектор подчеркнул: «Мы собрали 33 проекта, и отдельным, тридцать четвертым, является сама выставка. В городе сейчас создается новый культурный слой, совершенно новая архитектура, но она растворяется в огромном мегаполисе. Выставка – это квинтэссенция происходящего в городе. Главная наша цель – сделать работу архитекторов заметной. Авторы должны получить признание, и это признание будет в дальнейшем их мотивировать к созданию концептуальных проектов, современного культурного слоя».

Теги: #