История одной территории

История одной территории

История одной территории
История одной территории
Какой путь пройдет бывшая промплощадка на набережной Тараса Шевченко

История развития площадки Бадаевского пивзавода опирается на целый список имен – известных и малознакомых. Бенедикт Гивартовский, Роман Клейн, Алексей Бадаев, Пьер де Мерон и многие другие... Интернациональная команда сделала все, чтобы место приобрело для города особую значимость и в прошлые века, и сейчас, в XXI веке.

Чтобы как в Мюнхене

Нынешний центр столицы – территория, примыкающая к набережной Тараса Шевченко, – когда-то был грязной окраиной Москвы. Московский купец Бенедикт Гивартовский и немецкий пивовар Альберт Кемпе присмотрели и приобрели ее за 10 тыс. рублей в 1875 году для открытия нового пивоваренного завода. Выбор определялся особенностью местности – близостью реки и масштабностью участка. Это было принципиально важно. Организаторы производства решили подойти к делу основательно, взяв за основу опыт мюнхенских производителей пива: необходимо было создать множество объектов для полноценного производственного цикла, а кроме того, как в Мюнхене, создать заводские корпуса, интересные с точки зрения архитектуры. Для строительства завода было создано товарищество «Трегор», в которое вошли крупные промышленники, они собрали 1 млн руб. для организации производства с названием «Трехгорный завод».

Немецкий «след» в проекте обозначен не только присутствием денег немецких промышленников, проекты которых в то время имели значительный вес в экономике столицы, но и выбором архитектора, Романа Клейна, известного теперь своими проектами ГМИИ им. Пушкина, ЦУМа («Мюр и Мерилиз») и прочих. Перед Клейном стояла задача не только учесть потребности производственного процесса, но и сделать весь комплекс зданий технологически передовым. Заводоуправление оснастили лифтами и вентиляцией, что было редкостью даже для дорогого жилья. Фасады зданий выполнили в традициях западной промышленной архитектуры. Эксперты даже усматривают в их облике черты раннего модерна.

В составе производственного комплекса должен был заработать ресторан. И он был создан в духе немецких торговых рядов XV–XVI веков: краснокирпичный, со стрельчатыми аркадами, деталями из белого камня и башенками, с черепичным покрытием и изящным эркером.

С течением времени завод достраивался и рос. Главный корпус (бродильня), солодовни, овины, бродильные подвалы, машинное отделение и котельная были построены с 1875 по 1900 год, в 1904–1907 годах возведена водонапорная башня и в 1910–1912 годах – элеватор. Кроме Клейна в проекте участвовали архитекторы Август Вебер и Георгий Евланов. Последующее развитие породило разнообразие стилей – историзм, неоромантизм, модерн, неоготика, псевдоготика. Добавим к этому большое разнообразие форм и размеров строений, что было обусловлено тонкостями пивоваренного дела. Изготовление напитка началось в феврале 1876 года, а продажи стартовали уже в июне.

Новые пивовары

Завод проработал до революции, выпуская 5 млн ведер пива в год. А в 1923 году производство было восстановлено и продолжалось даже тогда, когда в СССР был объявлен сухой закон.

В 1934 году заводу было присвоено имя Алексея Бадаева, пламенного большевика, брошенного партией на развитие пищевой отечественной промышленности. Бюст-памятник Бадаеву был установлен и до сих пор находится на территории. Таким образом был отмечен вклад этого человека в развитие отрасли и треста «Главпиво». Хотя по иронии судьбы дело Бадаева не раз рассматривалось на партийных собраниях в связи с его злоупотреблением горячительными напитками. Тем не менее за успешную работу он был удостоен высших наград – двух орденов Ленина и ордена Красного Знамени.

В советские годы многие исторические здания были безжалостно надстроены металлическими конструкциями, деревянными переходами. Не миновала эта участь и Бадаевский завод. Самой чудовищной была пристройка, закрывшая собой самую интересную часть – фасад главного здания. Завод проработал до 2006 года. А потом продолжил собой список заводских территорий столицы, где функционировали офисные центры, склады, производственные цеха, позже – кафе и рестораны.

От «Тригора» к мировой архитектуре

Место, которое облюбовали купцы для открытия завода, давно уже не является городской окраиной. Более того, по соседству с ним находятся такие знаковые объекты столицы, как гостиница «Украина», Дом Правительства, Кутузовский проспект. Создать на месте старого предприятия современный городской квартал – этим было продиктовано намерение властей столицы, передавших 6 га территории компании Capital Group. Ее обязанностью стало тщательное изучение исторического наследия, оставленного городу пивоварами, его сохранение и реставрация, а наряду с этим создание современных объектов, способных достойно и интересно вписаться в архитектурный ландшафт места.

Производственные объекты Бадаевского завода неоднородны с точки зрения степени их сохранности и ценности в качестве объектов истории. В Capital Group объясняют, что три корпуса, расположенные на 6 га, имеют разный статус. Первый и третий являются памятниками истории, второй, с пристройками советского периода, под эту категорию не подпадает. Но восстановлены будут все объекты, даже частично утраченный второй – по сохранившимся чертежам того времени. То есть историческая часть станет самой важной в проекте. Другие два его компонента предложены швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron под руководством Пьера де Мерона. Бюро разработало проект авангардного по внешнему виду небоскреба, приподнятого на колоннах на высоту 35 метров. А кроме того, оно выдвинуло идею воссоздания леса площадью 4 га.

Идеи швейцарского бюро и намерения компании по развитию территории могут стать важным и интересным градостроительным экспериментом, который возможен и даже необходим сегодня этой части города, считает Анна Курбатова, основатель научно-проектной коллаборации QUITE WHITE, директор Института комплексного развития территорий, профессор МААМ (Международная академия архитектуры). По ее оценкам, территория, занимаемая Бадаевским заводом, сегодня уже входит в состав делового центра города. По своему градостроительному потенциалу и статусу локации она может сравниться с хорошо известной площадкой завода «Красный Октябрь» на стрелке острова Балчуг.

В контексте места

Особенность таких площадок состоит в том, что их историческая, экологическая и социальная значимость для города является мощнейшим фактором, предопределяющим возможности объема и стилистики преобразований. Такие зоны, безусловно, нуждаются в активации, иначе говоря, высвобождении и использовании энергии, которая в них скрыта. И это может произойти только через проекты, очень точно соответствующие контексту городского пространства. Сложность же в том, что контекстное осмысление пространства практически отсутствует и ни в каких документах пока не зафиксировано. Хотя в последние годы такие пространства стали появляться. Самые яркие примеры – это долина Мос-квы-реки, районы реновации.

Попытки предложить идеи развития этой территории осуществлялись с начала 2000-х, но успешными не были, отмечает Анна Курбатова. Проект, концепцию которого подготовило архитектурное бюро Herzog & de Meuron, разительно отличается от всех предыдущих прежде всего тем, что авторы решительно отказались от идеи перепланировки собственно поверхности земли. Они вышли с новыми решениями, разработанными в 3D-моделях, и опирались на ключевые моменты – близость делового центра «Москва-Сити» с его активной высотностью и речной долины, к которой примыкала бывшая промплощадка. Главным ориентиром стала река: во многом именно она определила потенциал территории.

Проектом предложено «расслоение» пространства не только по функции, но и по природно-социально-культурному наполнению, режимам и принципам функционирования. Понятно, что любое инновационное решение, особенно в градостроительстве, оценивается по-разному. Очевидные плюсы эксперт видит в том, что город, сохраняя территорию в ее историческом облике, проводя на ней работы по экологической реабилитации, при этом активизирует на ней общественные функции. На этой площадке в полном объеме планируется развитие жилой функции. Это позволит увеличить коэффициент полезности территории для города минимум в два раза. Если коснуться экологической значимости проекта, то можно утверждать: именно формат культурно-природного пространства создаст условия для реабилитации экологического каркаса города в самой важной его части – долине Мос-квы-реки. Эта составляющая будет оказывать максимальный экономический и социальный эффект. Если к этим вопросам удастся подойти с той же скрупулезностью, как и к вопросу расчета инженерных решений, то Москва получит пространство будущего во всех его аспектах, говорит эксперт.

Теги: #