Как в Москве создают пешеходную инфраструктуру

Сегодня необходимость создания общественных пространств и пешеходных маршрутов очевидна не только жителям города и властям, но и девелоперам, которые в предыдущие годы старались выжать максимум прибыли из каждого квадратного метра своего земельного участка. Современные планировочные решения позволяют включать незастроенные площадки в бизнес-модель проекта и даже повышать за его счет капитализацию жилья.
В свою очередь городские власти обратили внимание на качество городской среды и начали создавать масштабные прогулочные зоны. Если до 2011 года в Москве была только одна полностью пешеходная улица протяженностью 1,2 км — Арбат, то сегодня в городе благоустроено более 500 улиц, переулков и площадей, удобных для пешеходов.
Такая политика властей, по мнению партнера архитектурного бюро Syntaxis Александра Старикова, делает среду более стабильной, гибкой, способной к устойчивому развитию. "Например, есть примеры в истории, когда крупные агломерации, такие как Детройт в США, делали глобальную ставку на автотранспорт в инфраструктуре и экономике и в итоге терпели неудачу. Существуют и обратные, позитивные примеры - в Дании, Голландии, где пешеходные зоны и велосипедные дорожки улучшили комфорт среды для человека", - пояснил архитектор.
Перспективы развития
Несмотря на то, что в Москве неплохо развита пешеходная инфраструктура – сохранились советские бульвары, за последние 10 лет преобразились улицы, стали шире, появилась удобная плитка, пространства для прогулок и общения, по мнению председателя правления центра урбанистики "Город" Алексея Расходчикова, все же не хватает. "Жители жалуются на недостаточность привлекательных маршрутов для прогулок в районах, зеленых зон в центре и мест для занятий спортом на открытом воздухе. Есть проблемы и с местами для прогулок с детьми недалеко от дома. Здесь главные слова "привлекательные" и "маршруты": парки и скверы — это тоже хорошо, но до них еще нужно добраться. Поэтому акцент должен быть на создании продуманных маршрутов, огражденных от проезжей части, озелененных, с красивыми видами, кафе и небольшими магазинчиками. Таких маршрутов явно не хватает", - уверен эксперт.
Недостаток пешеходных пространств в Москве с её очень плотной застройкой и интенсивным автомобильным трафиком отметил и глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев. "При этом важно учитывать городскую специфику и разумно выбирать зоны для преобразования. Логично, например, создавать дополнительные пешеходные улицы и пространства в историческом центре города — в районах Китай-города, Замоскворечья и на набережных Москвы-реки, превращая их в удобные и привлекательные локации для прогулок и отдыха", - считает он.
Однако, по мнению А. Старикова, создавать пешеходные улицы буквально везде – тоже неверная стратегия. Прежде всего, такие маршруты стоит формировать там, где есть высокая плотность трафика. Наличие потока людей – важный аспект для функционирования коммерческой инфраструктуры.
В связи с этим эксперты считают, что хорошим местом для таких проектов можно считать территории вокруг пересадочных узлов, станций Московского центрального кольца, метро и железнодорожных диаметров. В этих районах всегда большие потоки людей, а пешеходные зоны с навигацией, магазинами, кафе превращают такие транспортныеточки в новые центры жизни, что наглядно демонстрируют городские вокзалы – Автозаводская, Деловой Центр, Сити, Войковская, Лужники и Площадь Ильича.
Разумеется, нельзя забывать и об исторических местах за пределами туристического центра. На улицах с уникальным архитектурным лицом и богатой историей традиционно высок потенциал для развития локального туризма и городской романтики, и москвичи их прекрасно знают: Таганка, Шаболовка, Бауманская, Маросейка–Покровка, Большая Ордынка, Столешников переулок и другие памятные и значимые места.
Особую роль в формировании образа Москвы у жителей и гостей города играют пешеходные маршруты вдоль рек и водоёмов: город буквально «повёрнут спиной» к рекам, а на набережных появились новые парки, и они стали осью притяжения. Благодаря поистине гигантской работе авторов проектов, архитекторов, градостроителей, столица украсилась набережной Москвы-реки от Шелепихи до Кутузовского, Сходненским ковшом, Борисовскими прудами, Яуза-парком и его расширением.
Еще одна логичная для пешеходных маршрутов локация – рядом с культурными кластерами, вузами и музеями, такими, как Третьяковка на Крымском валу, МГХПА на Солянке, Политех, ЦТИ Фабрика, ТЦСИ Винзавод/Artplay. Там всегда есть стабильный пешеходный трафик и благодарная аудитория, и эти пространства являются постоянным местом общения, встреч и разнообразных событий.
Московские кварталы
Наряду с тем, что туристов привлекают и располагают к спокойному отдыху в первую очередь прогулочные маршруты, архитекторы советуют задуматься о создании пешеходных коридоров и площадей в районах активной жилой застройки, на территориях бывших промзон. Это будет способствовать формированию уникального городского облика и живой социальной атмосферы. Подобные зоны, считает А. Расходчиков, помимо туристических локаций, логично создавать на месте бывших заводов, проходящих через процесс редевелопмента. Так, новые кварталы дают возможность заложить пешеходные улицы "с нуля", а не встраивать в старую уличную сеть, да и плотная застройка в целом требует таких пространств для жизни. Есть и примеры таких успешных решений: ЗИЛ, Сахарово, Ходынка, Текстильщики, Бадаевский, Пресня, Рубцовская набережная.
По мнению Э. Валеева, не менее важно прокладывать пешие маршруты также и в спальных районах, и при формировании внутриквартальных связей, где проживает большинство москвичей, а доступной пешей среды пока недостаточно. Создание безопасных озелененных путей для перемещения от дома до школы, сада, магазина, поликлиники жизненно необходимо людям и повышает качество их жизни, в чём убедились жители Чертаново, Орехово-Борисово, Ясенево, Солнцево, Новокосино, Марьино.
В то же время, в создании пешеходных зон опасна и даже вредна кампанейщина - реализация подобной стратегии должна происходить постепенно, здесь важно время и внимание к деталям. "Увеличение количества пешеходных улиц не приведет к транспортному коллапсу, если это не точечные запреты, а часть системы развития города, если есть альтернативные маршруты и транспортные решения", - уточнил А. Стариков.
Вклад бизнеса
Важно отметить, что большая роль в создании общественных пространств и пешеходных зон принадлежит бизнесу. Исследования показывают, что после их создания рост выручки у локального бизнеса составляет до 30–50%. Подтверждением этого может служить большое количество кафе, магазинов, сувенирных лавок и другого ритейла на прогулочных улицах. Подобные улицы создают пешеходный трафик, характерный для коммерческих помещений, расположенных на первых этажах.
Наглядным примером такого опыта, по мнению Э. Валеева, является Никольская улица столицы: "Реконструкция Никольской ярко демонстрирует, как преобразование автомобильной улицы способно кардинально повысить привлекательность района, увеличить стоимость недвижимости, повысить обороты магазинов и ресторанов. В таком пространстве люди охотно задерживаются дольше, что способствует развитию малого и среднего бизнеса".
Другим примером стал новый прогулочный бульвар с фонтаном, который был открыт в июне этого года вдоль дома "Достижение" на улице Академика Королёва. Как рассказала вице-президент по согласованиям Sminex Самира Левшина, протяженность маршрута составила 300 метров, а главным элементом и украшением бульвара стал фонтан на центральной площади. "Мы проработали каждую деталь от эстетики до функциональности. Бульвар "Достижение" — это не только новая зелёная точка притяжения на карте Москвы, но и променад торговой галереи с магазинами, кафе и рестораном. Это комфортная среда для жизни, новые рабочие места и вклад в экономику города", — отметила она. Вдоль прогулочного маршрута девелопер расположил скамейки и клумбы, пейзаж дополняют кустарники и взрослые деревья с разной сезонностью и палитрой цветения.