Когда им было двадцать лет - Московская перспектива

Когда им было двадцать лет

Когда им было двадцать лет
Когда им было двадцать лет
В Москве завершена реставрация фасада дома из фильма «Мне двадцать лет». «Московская перспектива» вспоминает шедевр Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова, ставший настоящей энциклопедией жизни шестидесятников, и предлагает совершить прогулку по знаковым местам кинокартины.

Фильм, изначально называвшийся «Застава Ильича», стал символом эпохи оттепели. Он вышел на экраны в 1965 году – ровно через 20 лет после окончания войны, чтобы провести параллели между поколениями отцов и детей и ответить на вопрос, как жить в новых обстоятельствах. Судьба картины не была легкой. Первый сценарий Марлен Хуциев начал писать с Феликсом Миронером, но потом пригласил студента сценарного факультета ВГИКа Геннадия Шпаликова, который внес в текст свежие идеи. Этот вариант так понравился Екатерине Фурцевой, что она предложила сделать кинокартину двухсерийной. Но, пожалуй, это был единственный раз, когда министр культуры ошиблась с оценкой. Главный цензор – Никита Сергеевич Хрущев – выступил с резкой критикой картины. Хуциеву пришлось переснимать целые сцены заново, учитывать все поправки. Премьера фильма без купюр состоялась только в 1988 году. А для сегодняшнего зрителя он интересен прежде всего аурой эпохи оттепели и теми знаковыми местами Москвы, которые стали не только декорациями, но и полноправными героями картины.

Тот самый дом
По сюжету главный герой фильма Сергей Журавлёв (эта роль стала единственной в биографии актера и режиссера Валентина Попова) возвращается из армии домой – в коммунальную квартиру в районе Заставы Ильича (ныне Рогожская Застава). У этого дома есть вполне конкретный адрес – улица Пруд-Ключики, 3. Многоэтажный дом в стиле конструктивизма с большим двором, «где каждый вечер играет радиола», – яркий штрих, передающий культурный код жизни москвича тех лет.
Дом расположен в Дангауэровке – жилом районе на территории Лефортова, ставшем в 1928 году рабочим поселком. Такое странное название связано с именем немецкого предпринимателя Генриха Карла Дангауэра, который еще в 1869-м основал здесь котельно-литейное производство (в наши дни – завод «Компрессор»). В 1920-х проектированием рабочего поселка занимались архитекторы строительного бюро «Сокстрой» под руководством Михаила Мотылёва. Если бы план тогда удалось осуществить в полной мере (предполагалось, что в поселке будет проживать 45 тысяч человек), то это был бы самый большой жилой комплекс в стране с собственными школами, поликлиниками и т.д.

Что сегодня?
Дом признан объектом культурного наследия. А недавно в нем завершился капитальный ремонт: провели единичную замену кирпичной кладки, фасад обработали противогрибковым средством и покрасили в два слоя краской, которая отличается повышенной стойкостью к любым погодным условиям.

Три Маяковских

Москва 1960-х не раз появится в кадрах фильма. Одно из знаковых мест того времени – площадь Маяковского (сегодня – Триумфальная площадь). В картине мелькнут расширенное Садовое кольцо, недавно построенный тоннель и памятник поэту. Площадь Маяковского получила такое название в 1935 году, до этого она называлась площадь Старых Триумфальных ворот. Решение установить здесь памятник приняли еще в 1940-х, но помешала война. Монумент появился только в июле 1958-го, его автором стал Александр Кибальников. После официального открытия здесь собрались почитатели таланта Маяковского, они читали его стихи, шутили, смеялись. Мероприятие настолько понравилось москвичам, что на несколько лет это место стало центром притяжения молодежи. Здесь назначали встречи, выступали поэты, в том числе и инакомыслящие.

Но всему этому предшествовала еще одна любопытная история. Перед окончательной установкой памятника москвичи могли наблюдать странную картину: на площади было сразу три «Маяковских». Для того чтобы выбрать «правильное» место, изготовили три деревянных макета памятника в натуральную величину. Этот момент запечатлел фотограф Дмитрий Бальтерманц. В итоге выбрали того, что в центре. Все усилия оправдались – Маяковский действительно стоит идеально.

Что сегодня?
Сейчас это место снова стало многолюдным общественным пространством. После ликвидации стихийной парковки, возникшей в 1990-х, на площади установили качели. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов утверждает: место стало настолько культовым, что страну охватила настоящая эпидемия качелей, они появились во многих городах. 

Литературные вечера в Политехе. 

С появлением сцены вечера поэзии в Политехническом музее в фильме «Мне двадцать лет» связаны две версии: по первой, что ее вставили в картину по настоятельной рекомендации Фурцевой. Министр культуры считала, что во второй части фильма должно появиться что-то яркое и эмоциональное, сопоставимое со сценой первомайской демонстрации в начале картины. По второй версии сам Хуциев однажды увидел афиши, а потом попал на поэтический вечер Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко в Политехе и решил вставить аналогичные кадры в фильм. Фурцева лишь помогла собрать всех поэтов.
В любом случае это одна из лучших сцен в фильме – документальное свидетельство того времени. Ведь эпоха оттепели возродила поэтические диспуты Серебряного века, когда в Большой аудитории Политехнического музея выбирали «короля поэтов», проводили острейшие суды. Здесь выступали Александр Блок, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Борис Пастернак. А в 1960-е в той же Большой аудитории читали свои стихи Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Михаил Светлов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Именно на такой поэтический вечер попадают герои картины Сергей и Аня (Марианна Вертинская). Самая пронзительная сцена, когда Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне. Марианна Вертинская, вспоминая съемки, говорила: «То, что сделал Хуциев, – великое дело. Кто бы знал теперь, какой была молодая Белла Ахмадулина? Булата Окуджаву позднее много снимали, но такого молодого, когда он с гитарой выходил, нет больше нигде». На эту сцену ушло девять коробок пленки, смены длились по восемь часов. Напомним, что знаменитый Политехнический музей был открыт в Москве в 1908 году. Архитектор Николай Шохин создал его в популярном тогда русском стиле с византийскими мотивами.

Что сегодня?

В 1991 году Политехнический музей был объявлен особо ценным объектом наследия народов Российской Федерации. С 2013 года здесь проходит масштабная реконструкция, проект которой был создан при помощи BIM-технологий. В ходе реставрации площадь обновленного здания Политеха увеличилась на 16 тыс. кв. метров, добавилось два подземных этажа, куда убрали инженерные сети. Поскольку музей состоит из трех корпусов, построенных в разное время, задачей строителей было поставить все здания на единый фундамент. Учитывая расположение музея, делалось это вручную. Два внутренних двора музея накрыли прозрачными куполами, которые напоминают стеклянные арочные крыши ГУМа. Зданию также возвратили изначальный цвет – сливочно-белый.

Узнать Москву

По признанию режиссера Марлена Хуциева, в фильме снято более 60 московских локаций. Этот фильм – документальное свидетельство того, как менялась наша столица. Друг Сергея Журавлёва Коля Фокин (Николай Губенко) работает строителем, его бригада занимается расширением Садового кольца. В кадре появляется Земляной Вал, его тогда увеличили за счет сноса Зеленого бульвара. Потом зритель видит Самотеку от Садовой-Самотечной улицы до Сухаревки – там еще нет гигантской эстакады, она появится позже. Главные герои гуляют по Чистопрудному бульвару – и на экране мелькают лодочная станция, летняя эстрада, читальня – их тоже уже давно нет. А по Цветному бульвару в фильме ходят трамваи. Вдоль улицы Дурова еще сохранилась старая малоэтажная застройка, которая будет фактически сметена при строительстве спорткомплекса «Олимпийский». Во время первомайской демонстрации герои проходят мимо Лубянки, и на заднем плане можно увидеть старые дома, которые потом объединят одним фасадом. Но все же главное в фильме – звонкая капель той весенней оттепели, дававшей надежду героям жить, любить и творить этот прекрасный город.