Комфорт шаговой доступности

Комфорт шаговой доступности

Комфорт шаговой доступности
Комфорт шаговой доступности
Москва реализует масштабную программу строительства транспортно-пересадочных узлов

Наряду с беспрецедентным по своим объемам строительством дорог и станций метро в последние годы в Москве развернулась масштабная программа возведения транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Предполагается, что эти хабы обеспечат максимально комфортную связь между различными видами транспорта, а также станут новыми точками роста и притяжения.

Время первых

Сегодня в столице ведется активная работа по строительству транспортно-пересадочных узлов. Создание системы таких хабов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что отнюдь не мало для мегаполиса. Сверхзадача программы ТПУ — обеспечить население инфраструктурой для жизни в шаговой доступности, чтобы жилье, офисы, ритейл и все остальное находилось близко друг к другу, а людям не приходилось лишний раз куда-то далеко ехать и тем более использовать для этого личные автомобили. И все же главная задача ТПУ — сделать инфраструктуру Москвы удобнее для пассажиров, чтобы можно было в комфортных условия осуществить пересадку между различными видами городского транспорта, оптимизировать среднее время поездки по городу.

Управляющей организацией по строительству московского метро, а также одним из операторов программы развития ТПУ является АО «Мосинжпроект». Как рассказал первый заместитель генерального директора компании, а также генеральный директор АО «УЭЗ» Альберт Суниев, «реализация объектов ТПУ предполагает не только строительство транспортных и технологических объектов, в первую очередь это комплексное развитие прилегающих территорий, строительство коммерческих объектов, жилых и инфраструктурных объектов. При этом мы учитываем уникальную сложившуюся ситуацию в районе и стараемся отвечать не только на актуальные транспортные проблемы, но и на комплексные задачи по развитию комфортной городской среды. Наша работа направлена на создание локальных городских центров». 

В данный момент специалисты компании уже привлекли инвесторов к реализации 13 коммерческих проектов ТПУ («Рассказовка», «Селигерская улица», «Лефортово», «Парк Победы», «Пятницкое шоссе» (МФК), «Дмитровская», «Павелецкий», «Фонвизинская», «Технопарк», «Тропарево», «Ховрино» (южный участок), «Люблино», «Хорошевская»).

Общая площадь предполагаемой в составе узлов недвижимости составит более 1,324 млн кв. метров, в том числе жилая площадь — более 361,3 тыс. кв. метров и коммерческая площадь — 319,1 тыс. кв. метров.

Немаловажен и экономический эффект от программы строительства ТПУ. По мнению председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, столичные ТПУ являются одними из самых интересных для инвесторов проектов. «С нашей точки зрения, очень перспективные такие городские проекты, как транспортно-пересадочные узлы. Это высокодоходные проекты, где существует постоянный трафик покупателей. Кроме того, они находятся в непосредственной близости от жилой застройки», — отметил он. Опыт уже реализованных на торгах проектов показывает, что доходность такого бизнеса от 16 до 58% годовых.

Узлы для инвесторов

В период с 2018 по 2019 год планируется к реализации на конкурсе еще 18 объектов ТПУ («Пятницкое шоссе» (2-й участок), «Пятницкое шоссе» (АЗС), «Некрасовка» (1-й участок), «Нагатинская», «Юго-восточная», «Боровское шоссе» (3-й участок), «Савеловская», «Лухмановская» (1-й участок), «Тимирязевская» (МФК), «Тимирязевская» (ЖК), «Молодежная», «Мамыри», «Улица Дмитриевского» (4-й этап), «Боровское шоссе» (1-й участок), «Боровское шоссе» (2-й участок), «Петровско-Разумовская» (1-й участок), «Петровско-Разумовская» (2-й участок), а также «Мневники». Площадь новых объектов составит более 1,212 млн кв. метров, в том числе жилая площадь — 405,6 тыс. кв. метров и 775,7 тыс. кв. метров коммерческих площадей.

Отметим, что проекты новых транспортных комплексов прорабатываются параллельно со строительством новых линий метро. Например, известно, что на недавно открытом участке Калининско-Солнцевской линии планируется пять ТПУ: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Терешково», «Боровское шоссе» и «Рассказовка». На их базе появятся новые центры городской жизни и точки притяжения. Всего в составе ТПУ предполагается возвести более 550 тыс. кв. метров жилья, торговых площадей, офисов и других коммерческих объектов. Технологическая часть этих хабов позволит пассажирам сделать пересадку с метро на наземные виды городского транспорта, а на станции «Мичуринский проспект» появится переход на одноименную станцию Большой кольцевой линии (БКЛ), к строительству которой уже приступили китайские подрядчики.

В настоящее время силами города ведется строительство транспортной составляющей 14 узлов на базе действующих и строящихся станций метрополитена. Это ТПУ «Селигерская», «Боровское шоссе», «Рассказовка», «Лермонтовский проспект», «Лухмановская», «Некрасовка», «Технопарк», «Шелепиха», «Ходынское поле», «Озерная», «Ховрино», «Парк Победы» и «Рязанская». Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что до конца года будет завершено строительство транспортной составляющей перехватывающих узлов «Рассказовка», «Ховрино», «Саларьево» и «Улица Дмитриевского».

Железная пересадка

Особое внимание уделяется возведению транспортно-пересадочных узлов на пересечении Московского центрального кольца (МЦК) и железных дорог. В настоящее время в столице строят шесть ТПУ, связывающих радиальные направления железной дороги и Кольцевую магистраль. Как отмечал мэр Москвы Сергей Собянин, эти транспортные узлы будут построены до конца следующего года. Речь идет об узлах на станциях Ленинградская (Рижского направления), Новохохловская (Курского направления), Варшавская (Павелецкого направления), Карачарово (Горьковского направления), Северянин (Ярославского направления), Фрезер (Казанского направления) и платформе НАТИ Октябрьской железной дороги. В начале сентября этого года была открыта обновленная платформа Окружная Савеловского направления МЖД, которая станет частью аналогичного ТПУ.

Три этажа станций

Есть среди будущих московских узлов и по-настоящему знаковые объекты, поражающие своей продуманной логистикой и масштабами. Это технологически сложные объекты, неразрывно связанные со станционным комплексом метро, реализуемые по принципу единого инженерного технологического комплекса (ЕИТК). Уже до конца следующего года планируется построить всю подземную часть ТПУ с тремя уровнями. На минус третьем этаже будет располагаться станция метро «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, на минус втором этаже — станция «Косино» строящейся Некрасовской линии, а на минус первом этаже будет размещен пассажирский терминал для пересадки с одного вида транспорта на другой. Площадь только пассажирского терминала составит около 11 тыс. кв. метров. Также будет построен подземный переход между железнодорожной станцией Рязанского направления и подземным пассажирским терминалом. Таким образом, люди смогут, не выходя на улицу, осуществить переход с железнодорожной станции к станциям метро. Пассажиропоток узла составит около 350 тыс. человек в сутки.

В дальнейшем до конца 2021 года над подземным комплексом планируется построить многофункциональный центр площадью около 45 тыс. кв. метров. Здесь разместятся кафе, небольшие торговые павильоны, а также все необходимые пассажирам сервисы и услуги. 

«Можно сказать, что этот транспортно-пересадочный узел станет одним из основных объектов всего транспортного каркаса на юго-востоке столицы. Он объединит в себе пассажиропоток метро, пригородных автобусов, а также подмосковных электричек», — рассказал Альберт Суниев.

По словам генерального директора АО «УЭЗ», самым крупным узлом станет ТПУ «Рязанская». Комплекс расположится на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и МЦК. Основой узла станут две строящиеся станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линий метро, а также одноименная станция МЦК. Кроме того, ТПУ объединит платформу Горьковского направления железной дороги (работы по переносу платформы Карачарово ближе к станции МЦК планируется завершить в начале 2019 года) и наземный общественный транспорт. В мае нынешнего года мэр Сергей Собянин заявил, что в составе ТПУ организуют остановку поездов высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, которые будут идти на Курский вокзал.

Коммерческая часть ТПУ «Рязанская» будет включать торговый центр, комплекс апартаментов с офисами и паркингом, центр госуслуг «Мои документы». Частью узла также станут наземные перехватывающие парковки. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию всех объектов узла им станут пользоваться около 400 тыс. пассажиров в сутки. Стоит подчеркнуть, что приоритетным при проектировании является решение транспортных вопросов, а также развитие прилегающих к ТПУ территорий, качественное благоустройство и в целом создание качественной городской среды. Именно поэтому по каждому участку собирается большой объем информации о транспортных потоках и проблемных участках как для пассажиров, так и для транспорта, проводится подробный анализ прилегающих территорий. Решения, направленные на улучшения транспортной инфраструктуры, составляют ядро ТПУ, которое обрастает объектами коммерческого назначения, что обуславливает объективный процесс развития экономики для создания новых рабочих мест.

Функционал коммерческих площадей ТПУ определяется на основе рекомендаций опытных коммерческих консультантов.