Конструктивизму вернули лицо

Конструктивизму вернули лицо

Конструктивизму вернули лицо
Конструктивизму вернули лицо Фото: afisha.ru
Завершена реставрация Дома Наркомфина

Один из главных образцов конструктивизма Дом Наркомфина на Новинском бульваре покинул список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение. Его реставрация завершена. Работа была тщательной и небыстрой, но в результате сделано практически невозможное – специалистам удалось возродить уникальную жилую среду, в которой новаторские идеи архитекторов 30-х годов соединены с современными стандартами комфорта. Оценить работу 10 июля приехал мэр Москвы Сергей Собянин.

Дом Наркомфина не просто спасен, скоро в него начнут заселяться новые жильцы. «Сегодня знаковый день для всех знатоков и любителей архитектурного наследия Москвы: завершена реставрация знаменитого памятника эпохи конструктивизма – Дома Наркомфина на Новинском бульваре.

Сделано практически невозможное. Реставрированы не только стены и интерьеры, удалось возродить уникальную жилую среду, в которой новаторские идеи архитекторов 30-х годов соединены с современными стандартами комфорта. Это хороший пример возрождения исторических зданий», – отметил Сергей Собянин.

Жилой комплекс, строился в 1928-1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР.

Гинзбург задумывал этот дом-корабль как жилье переходного типа – от буржуазного уклада жизни к коммунистическому. Рассчитывал по формулам идеальное сочетание компактности и удобства, частного и общего. В главном корпусе он размести квартиры. 210 и 90 кв. метров – для больших семей и маленькие – 37 – 30 кв. метров – для одиночек и бездетных семейных пар. А коммунальном – детский сад, столовую и помещения для отдыха и спорта. Предполагалось, что жильцы будут больше времени проводить в общественных пространствах, а в квартирах только спать.

В итоге даже при компактной планировке жилья достигался эффект удобного пространства. Но главное, что в доме не было ничего случайного. К примеру, деревянные окна в маленьких комнатах сделаны таким образом, что их створки не мешали обитателям.

Все квартиры выходили на две стороны света. Спальни – на восток, где солнце с утра. Гостиные – на запад. В них лучи попадали после полудня. В строительстве широко применялись экспериментальные материалы и конст­рукции.

Однако уже через несколько лет практически все большие квартиры в жилом корпусе были превращены в коммуналки, а коммунальный корпус приспособили сначала под типографию, а впоследствии переделали под конструкторское бюро.

За 80 лет существования в здании ни разу не проводился капитальный ремонт, и оно находилось в аварийном состоянии.

В 1987-м дом был взят под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения, а в 2006 году включен в список 100 памятников мировой культуры.

Но памятник архитектуры спасли. За три года, начиная с 2017-го, инвестор делал поэтапные шаги по его реставрации. Были демонтированы поздние надстройки и пристройки, воссоздана структура корпусов, историческая цветовая гамма фасадов, восстановлена планировка квартир, лестницы, балконы, оконные и дверные блоки и даже исторические радиаторы, сантехника, освещение.

Теперь в жилом корпусе вновь 44 квартиры. Есть и так называемые «именные»: художника Дейнеки, архитектора Гинзбурга, государственного деятеля Милютина, в которых они и проживали.

В квартирах сделаны два типа ремонта: реставрационный (30%) и нейтральный (70%). Все они проданы до окончания реставрации, такая была заинтересованность у москвичей.

Но возможность пожить в уникальном доме сохранилась – на седьмом этаже жилого корпуса создали два номера категории «сьют» – с гостиной, спальней и кухней. Снять его сможет любой желающий.

Крыша здания также будет доступна для москвичей – здесь откроют кафе с видом на город, будут проводить мероприятия, занятия йогой. В вестибюле разместят небольшой музей, посвященный истории и реставрации Дома Наркомфина, а в коммунальном корпусе откроют кафе, книжные магазины и площадки для мастер-классов.

Теги: #