Линия градостроительного роста - Московская перспектива

Линия градостроительного роста

Линия градостроительного роста
Линия градостроительного роста
Открытия Некрасовской линии с нетерпением ждут около миллиона жителей Москвы и области

На Некрасовской линии московского метро началась проходка двухпутного тоннеля от станции «Стахановская» до «Нижегородской». Его построят при помощи 10-метрового тоннелепроходческого комплекса «Виктория». Это последний перегон, который осталось возвести на этой ветке. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, прихода подземки в Некрасовку ждут почти миллион жителей столицы и Подмосковья. Ожидается колоссальный эффект для всей транспортной системы мегаполиса.

Одним тоннелем

Как сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (оператор программы строительства метро в Москве) Марс Газизуллин, проходка тоннеля от станции «Стахановская» до «Нижегородской» длиной 1395 метров будет вестись в условиях плотной городской застройки на глубине 23–30 метров. Щит пройдет под нежилой застройкой, улично-дорожной сетью Рязанского района, а также под действующими путями МЦК. Во время работы будет вестись круглосуточный мониторинг за состоянием близлежащих сооружений.

Комплекс немецкой фирмы Herrenknecht, названный столичными метростроителями «Виктория», ранее уже построил двухпутный тоннель на участке от «Окской» до «Нижегородской» – этот этап проходки завершился в декабре 2018 года. С использованием еще одного 10-метрового ТПМК Herrenknecht S-956 «Лилия» уже построен тоннель от камеры съездов за станцией «Косино» до «Юго-Восточной», в настоящее время щит продолжает проходку до станции «Окская».

Напомним, Некрасовская ветка – уникальный проект для московских строителей. Часть ее строится с помощью 10-метровых проходческих щитов. От станции «Нижегородская» до станции «Косино» пройдет один большой тоннель, в котором будут сразу два пути для движения поездов в разных направлениях. Остальные перегоны, от «Некрасовки» до «Косино», выполнены в однопутном исполнении 6-метровыми ТПМК.

Строительство Некрасовской линии ведется в два этапа. Работы на первом участке – от «Некрасовки» до «Косино» – находятся на финальной стадии. Все тоннели проложены, на всех станциях закончена отделка, завершается монтаж инженерных систем. Несмотря на то что участок фактически готов, было принято решение о проведении дополнительных тестов, которые займут некоторое время, после чего этот участок новой, розовой, линии откроется для пассажиров.

Второй участок – от станции «Косино» до «Нижегородской» – должен принять первых пассажиров в конце нынешнего года. Здесь сейчас ведутся монолитные работы.

Открытия Некрасовской линии с нетерпением ждут около 800 тыс. москвичей из районов Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский. Кроме этого улучшится и транспортное обслуживание и жителей Московской области.

Узлы для развития

На базе станций Некрасовской линии планируется построить шесть ТПУ: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Лермонтовский проспект» («Косино»), «Юго-Восточная» и «Рязанская». Это будут как большие транспортные хабы, имеющие значение для всей Москвы, так и небольшие комплексы районного масштаба.

В составе ТПУ «Некрасовка» предполагается построить многофункциональный торгово-развлекательный центр площадью порядка 50 тыс. кв. метров. Рядом с ТРЦ появятся парк площадью примерно 5 га и православный храм. Кроме того, за счет средств городского бюджета в составе транспортного узла построят спортивный комплекс с бассейном и катком.

На базе станции «Лухмановская» создадут одноименное ТПУ с автовокзалом. Автобусы отсюда поедут по новой скоростной автодороге Москва – Нижний Новгород – Казань, которая пройдет через эту территорию в 2024 году. Также здесь возведут торгово-развлекательный центр с паркингами на 3,1 тыс. автомобилей, офисно-деловой комплекс с апартаментами площадью около 40 тыс. кв. метров.

В проекте ТПУ «Улица Дмитриевского» предусмотрено строительство двух жилых домов. Территория будет благоустроена – здесь разобьют газоны, цветники, высадят деревья и кустарники, появятся новая детская площадка, места для отдыха.

ТПУ «Лермонтовский проспект» («Косино») объединит пассажиропотоки двух станций метрополитена – «Косино» Некрасовской и «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, а также платформы Косино Казанского направления Московской железной дороги.

Первый заместитель генерального директора компании Альберт Суниев рассказал, что это будет ТПУ агломерационного значения, его пассажиропоток составит более 250 тыс. человек в сутки.

Транспортный узел на базе станции метро «Юго-Восточная» будет районного значения. Здесь планируется создать прогулочную зону и построить физкультурно-оздоровительный комплекс. «Проект ТПУ «Юго-Восточная» в большей степени направлен на благоустройство территории рядом с новой станцией метро, – отметил Альберт Суниев.

Также по просьбе жителей здесь планируется воссоздать парк ветеранов Великой Отечественной войны и расширить сквер им. Балакирева. На прежнее место вернется монумент «Москвичам – защитникам Отечества», более известный в районе как «Пушка», которую временно перенесли, пока строится метро.

Точка пересечения

Самым крупным ТПУ не только на Некрасовской линии, но и во всей Европе станет ТПУ «Рязанская». По словам Марата Хуснуллина, эта стройка вообще уникальна для Москвы. Станция метро «Нижегородская», входящая в состав хаба, станет общей сразу для двух линий – Некрасовской и Большой кольцевой. На ней разместятся две платформы и четыре пути: посередине – рельсы для Некрасовской ветки, а по бокам – для БКЛ.

Станция строится с помощью технологии – top-down, то есть «сверху вниз». Объем работ впечатляет: «Под землей возводится огромный транспортный терминал площадью 27 тыс. кв. метров. Чтобы было понятно, это сравнимо с площадью восьми пятиэтажных панельных домов», – отметил Марат Хуснуллин.

Кроме двух станций метро ТПУ «Рязанская» включит две железнодорожные платформы – Нижегородская МЦК и Карачарово Горьковского направления, а также остановочные пункты автобусов. Ожидается, что после ввода в эксплуатацию всех объектов ТПУ им будут пользоваться 400 тыс. пассажиров в сутки. Это сопоставимо с пассажиропотоком площади трех вокзалов на станции «Комсомольская».

Интеграция всех видов транс-порта будет происходить в подземном распределительном зале с пассажирскими терминалом с билетными кассами, залом ожидания и магазинами, расположенном на отметке минус шесть метров. Сюда люди будут попадать с МЦК, из метро и с железнодорожной станции. Исключение – остановки наземного городского пассажирского транспорта, которые расположат напротив входов и выходов из ТПУ на поверхности.

Первую очередь ТПУ «Рязанская», которая включает в себя технологическую часть узла, в том числе связь с платформой Карачарово, и торговую составляющую на 14 тыс. кв. метров, планируется сдать к открытию станции метро «Нижегородская». Остальные объекты, по словам Альберта Суниева, появятся, по предварительным расчетам, через три-четыре года. «Здесь будут построены офисы и апартаменты общей площадью около 60 тыс. кв. метров. Работы планируется начать до конца этого года, а завершить – до конца 2022», – рассказал он.

Доминантой комплекса станет возвышающаяся над ТПУ более чем на 100 метров башня с офисами и апартаментами общей площадью 60 тыс. кв. метров. Еще 15 тыс. «квадратов» отведено под паркинг в стилобате здания. Также рядом предусмотрены плоскостные парковки.Предполагается, что ТПУ «Рязанская» значительно перераспределит пассажиропоток и разгрузит Курский вокзал и центральные станции метрополитена – «Курскую» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, «Чкаловскую» Люблинско-Дмитровской.