Соавторы обновленного стадиона «Динамо» - МП: «Ты никогда не знаешь, что будет с твоим проектом» - Московская перспектива

Соавторы обновленного стадиона «Динамо» - МП: «Ты никогда не знаешь, что будет с твоим проектом»

Соавторы обновленного стадиона «Динамо» - МП: «Ты никогда не знаешь, что будет с твоим проектом»
Соавторы обновленного стадиона «Динамо» - МП: «Ты никогда не знаешь, что будет с твоим проектом» Фото: Blank Architects
О недвижимости будущего, кохаузинге и жизненных предпочтениях поколения Z «Московской перспективе» рассказали партнеры международного архитектурного бюро Blank Architects Лукаш Качмарчик и Магда Кмита

- Что из себя представляет сейчас ваша компания? Какие экспертизы у вас есть?

Лукаш Качмарчик

- Мы работаем на рынке Москвы уже 17 лет. Мы делаем все стадии проекта, от концепции до авторского надзора над строительством. Выполняем функцию генерального проектирования, способны координировать все смежные работы. Проектируем в разных типологиях. Прежде всего нам интересны крупные многофункциональные объекты – с большими площадями, множеством разнообразных факторов. В таких проектах мы чувствуем себя хорошо, потому что умеем отслеживать и анализировать переплетающиеся связи, делать выводы и предлагать решения.

Trend Island.jpgУнивермаг Trend Island. Иллюстрация: Blank Architects

- Вы предпочитаете работать в сегменте торговой недвижимости?

Л.К. - Это то, с чего мы в свое время начинали. За годы работы мы накопили большой опыт и, конечно, чувствуем себя в этой сфере специалистами. Речь не только об обычных торговых центрах, но и о многофункциональных, любых объектах, в составе которых есть торговые площади. Сегодня нельзя сказать, что мы специализируемся на чем-то одном, мы успешно работаем в абсолютно разных областях.

Магда Кмита

- У нас есть разные направления: концептуальное проектирование, разработка рабочей документации, интерьеры и ландшафтный дизайн. Если стадия разработки рабочей документации – это одно, то интерьеры и ландшафты – совсем другое. Мы делаем и маленькие, и большие проекты, и масштаб здесь не играет большой роли. Здесь важнее уже тема, тип пространства. Мы можем сделать и большой ТЦ площадью 100 тыс. кв. м, и небольшой корнер в 50 кв. м, как в случае с «Чайкой».

- Но такие большие проекты – это сложнее.

М.К. - Я бы так не сказала. Просто в случае с большим проектом очень много факторов должны сложиться вместе. Проект должен хорошо вписаться в окружающую градостроительную среду. И мы часто в проекте идем от глобального и переходим к каким-то частным вещам: проектированию отдельных элементов декора или мебели, смотрим, как работают витрины, зоны фудкорта. Например, ритейл в составе стадиона «Динамо», сочетающий целый ряд функций, а не только две.

ba-l04-vtb-p01_036_0030_people.jpg

Мы смотрим на проект глобально и верим, что архитектор отвечает за проект до конца. Даже если мы отвечаем только за интерьеры, то все равно советуем собственнику, где что-то можно улучшить – по функциям, по пожарной безопасности и т.д. И только тогда приступаем к интерьерам. Мы делаем ответственную архитектуру, и стараемся быть ответственными на всех проектах.

- Это вынужденная мера в российских условиях – наличие всех компетенций внутри компаний?

Л.К. - Проектирование и строительство – очень сложные процессы, которые занимают очень много времени. И когда на проекте работает несколько сотен человек, проще, если их действия контролируются из единого командного центра.

- Ваше историческое направление – это торговые центры, но сейчас Москва достаточно насыщена ими. Какие направления работы для вас остаются основными?

М.К. - Одна из тем, которой мы сегодня активно занимается, и она очень актуальна - это ребренбдинг и редизайн торговых центров. За последнее время мы работали над подобными проектами для нескольких площадок: например, «Афимолл», а также торговые центры австрийской компании Immofinanz, которые она потом продала девелоперу Fort Group.

afi_views-11.jpg

Конечно, сегодня ниша насыщается, и чисто торговых центров строится уже меньше. Тем не менее, торговая составляющая присутствует в целом ряде многофункциональных комплексов. Много торговых проектов и в центрах, которые строятся на месте выведенных промышленных зон в рамках какого-то большого мастер-плана. Так что эта тема не только жива, но и становится все более интересной, поскольку меняется образ жизни и подход людей к приобретению вещей. Новое поколение живет совсем другой жизнью, иначе смотрит на мир. Торговля ищет новые методы продажи и привлечения покупателей.

В том, как лучше ответить на этот запрос, и состоит наша задача. Где-то таким решением может стать формат универмага - например, недавно мы спроектировали универмаг Trend Island, это Department store на последнем этаже ТЦ «Авиапарк», такая новая волна концептуального развития торговых пространств.

01-trend-island_photo_-9.jpg

Мы много работаем с жильем, сейчас выпускаем большое исследование на тему того, каким может быть современное жилье.

- О чем именно это исследование?

Л.К: - Мы решили посмотреть на то, как устроено наше жилье, не только с точки зрения архитектуры и урбанистики, но и с точки зрения социологии и психологии, подключив к исследованию соответствующих специалистов. Проанализировали ситуацию на рынке доступного жилья, а также различные типологии проживания людей, а наш штатный социолог выявила любопытные закономерности в образе жизни современных людей, их желаниях и потребностях.

view_02_ps-1.jpg

Архитектура малоподвижна, тогда как наша жизнь очень быстротечна. Урбанизация быстро развивается, а ресурсы городов исчерпываются. Жилье должно отвечать нашему запросу на то, чтобы быстро восстанавливаться, оставаться на связи не только онлайн, все больше участвовать в жизни города и его мероприятиях. Это значит, что мы должны жить в центре города, где очень мало места. Приходится отказываться от каких-то вещей и делить их с другими людьми. Отсюда sharing economy. Но есть примеры того, что мы делим пространство для жизни. Мы исследовали то, какое жилье сегодня предлагают на рынок девелоперы и каким его хотят видеть потребители.

В качестве одного из примеров эластичного жилья мы взяли типологию немецкой Baugruppen – это формат кохаузинга, когда жильцы сами ищут средства на возведение дома, участвуют в разработке планировок, а девелопер в этой цепочке отсутствует. Много домов, построенных по системе Baugruppen, находится в Берлине.

Помимо жилых, в таком доме предусмотрены общественные пространства: эксплуатируемая кровля, террасы, мастерские, прачечные и даже гостевые квартиры на случай, если к кому-то из жильцов на несколько месяцев в году будут приезжать родственники и друзья. Вынесение общественных функций во внешнее пространство позволяет не покупать квартиру большей площади. Это та же sharing economy. С учетом развития доступного жилья в Москве, мы попытались показать, как его можно сделать еще более удобным.

METRO_RJEVSKAYA_ (2).jpgМетро «Ржевская». Иллюстрация: Blank Architects

- Как будучи архитектором торговых центров перейти к проектированию станций метро?

М.К. - Понимаете, практически ни у кого из победителей конкурса не было опыта строительства станций метро. Вообще, на то, чтобы подготовить свои эскизы, у нас была неделя. Мы сделали проекты трех станций: «Ржевская», «Шереметьевская» и «Сокольники», и один из них прошел в финал. На что мы смотрели? На то же, что и обычно, – как будет устроено пространство, какие в нем будут функции, где будут ходить люди, как они будут себя чувствовать в этом пространстве, как им будет удобнее. Плюс миллион вопросов и пожеланий самого метрополитена. Не забываем и про исторический бэкграунд.

- Как в условиях огромной конкуренции современным молодым архитекторам сделать такой проект, чтобы он мог победить?

М.К. - Архитектура – это не просто красота. Это всегда еще и функционал. Это социология, психология, бизнес – все вместе. Архитекторы говорят немного на другом языке, нежели все вокруг. 90% людей никогда не поймут ваших чертежей. Наша задача – сделать так, чтобы проект был понятен не только цеховикам, профессионалам, но и широкому кругу.

pg10004.jpg

Архитектурный бизнес очень сложен – ты никогда не знаешь, что будет с твоим проектом. Важно найти что-то, что близко именно тебе, и продвигать это, делая свою работу более индивидуальной. Начиная карьеру архитектора, надо посидеть и поучиться разным профессиям, чтобы понимать, что именно тебе больше нравится. Вообще, нужно всегда много учиться, ездить по миру, не закрываться от других культур, читать, смотреть, стараться встречаться с интересными и опытными людьми. И, конечно, никогда не сдаваться.