Московская «черная пятница»: где, почем, зачем - Московская перспектива

Московская «черная пятница»: где, почем, зачем

Московская «черная пятница»: где, почем, зачем
Московская «черная пятница»: где, почем, зачем Использовано фото: pexels
Масштабные распродажи в предпоследнюю пятницу ноября начались в России всего несколько лет назад. Сейчас праздник потребления отмечают с размахом: продавцы обещают умопомрачительные скидки, реклама так и сыпется со всех сторон. МП выяснила, зачем акция нужна магазинам, и что ожидает покупателей в этом году
Торговому празднику понадобилось почти полвека, чтобы добраться до нас из-за океана: в США тотальный шопинг захватывает миллионы людей сразу после Дня Благодарения с 1960-х годов. Да, Thanksgiving Day - это семейный обед, тыквы, индейка и индейцы где-то на заднем плане.

11224183416_e827195e1a_k.jpg

Черная пятница» в Америке традиционно проходит в оффлайн-магазинах. Уже ночью там собираются толпы покупателей и буквально расхватывают товары со скидками. Те, кто не работает в торговле, стараются взять в этот день выходной, чтобы сделать долгожданную покупку. Большая часть продаж приходится именно на пятницу. А после выходных наступает «киберпонедельник»: тогда американцы уже спокойно через интернет докупают то, что не успели в торговых центрах.

У нас в стране все наоборот - несколько лет назад «чернопятничные» распродажи стали проходить в интернет-магазинах. Поначалу пробовали проводить и «киберпонедельники», но покупатели не могли разобраться, в чем разница между двумя близкими акциями, и «электропонедельник» маркетологи решили перенести на январь.

Вначале отечественные продавцы считали, что «черная пятница» - это такой способ избавиться от залежалого товара. Иногда в магазинах искусственно завышали цены, чтобы потом делать скидки. Но это только отпугивало покупателей. А бренд «черная пятница» до 2016 года принадлежал лишь одной компании, его удалось вернуть в «общее пользование» только после суда.

Что почем?

beautiful-beauty-black-friday-994234.jpg

В этом году основные распродажи в интернет-магазинах и торговых центрах начинаются ночью 23 ноября и проходят до конца выходных. Но некоторые уже продают товары со скидками, где-то выгодные предложения будут действовать еще пару недель или даже месяц после «черного дня».

В сети «Эльдорадо», например, уже сейчас можно купить стиральную машину Bosch за 19 тыс. рублей вместо 24 тыс. рублей, в «М.Видео» с 20 до 26 ноября электромясорубка Moulinex стоит 10 тыс. рублей (старая цена 18 тыс. рублей). В фирменных магазинах Sony с 19 по 25 ноября действует скидка в 6 тыс. рублей на телевизор 43" BRAVIA.

В аутлетах Finn-Flare вся одежда - со скидкой 30%, а максимальный дисконт - 85%. Распродают и обувь в сети Ralf Ringer - также на треть.

В магазинах «Связной», и «Евросеть» можно найти смартфоны или спортивные браслеты со скидкой от 28% до 66%. 

В «черную пятницу» скидки действуют и на услуги. Так, на странице skyscanner.ru 23 ноября появятся выгодные билеты на самолет. А в «лаборатории личности» Boostlab в этот «черный» день (а еще в субботу и воскресенье) решили сделать скидку 100%. В эти три дня можно совершенно бесплатно целый час стоять на гвоздях и другими способами активизировать свое внимание, или научиться делать массаж, заняться с тренером гимнастикой и медитацией.

Агрегатор скидок

black-friday-buy-computer-34577.jpg

Больше сотни магазинов выставляют выгодные предложения на площадке «Настоящей черной пятницы» b-friday.com. «В этом году у нас будет довольно много предложений продовольственных компаний: «Ашан», «Окей», Delivery-club, Burger King, - рассказывает PR-директор LED-agency (организатор проекта) Мария Комендантова. - Становится все больше оффлайн-компаний. Выборочно проверяем, насколько честны скидки на товары. Мы ориентируемся на спонтанный спрос, на охотников за скидками». 

В прошлом году страницу «настоящей черной пятницы» посетили 750 тыс. интернет-пользователей, в 2016 году - больше миллиона человек. Сейчас на площадке можно посмотреть, какие бренды участвуют в акции, конкретные предложения появятся 23 ноября в 00:00, а «Одноклассникам» будут доступны накануне в 19:00.

Зачем «черный день недели» магазинам?

shopping-669354_1920.jpg

В этом году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в акции участвует около пяти тысяч магазинов. Большинство из них публикуют информацию о скидках не загодя, а в ночь с четверга на пятницу. «Маркетологи выстраивают стратегию на конец ноября едва ли не за год, если конкуренты узнают подробности акции, это «убьет маркетинговую кампанию», - объясняет вице-президент АКИТ Лия Левинбук.

Высокий оборот в дни акции, конечно, важен, но главная ее цель - привлечение новой аудитории, повышение узнаваемости бренда, указывает Мария Комендантова. «С аудиторией, которая приходит в магазин, в дальнейшем можно работать с помощью других маркетинговых инструментов», - добавляет она.

Фальшивые скидки

Магазины могут искусственно завышать цену товаров, чтобы продать их «со скидкой». Сомнительные предложения проверяют, например, в группе на Facebook «Киберпонедельник по-русски». Администратор паблика, эксперт по онлайн-распродажам Борис Базанов рассказывает, как не попасться на поддельный дисконт: во-первых можно сравнить «сохраненки» страниц в Яндексе и Google с новыми предложениями товаров. Следующий шаг - проверить соответствие цены на сайте агрегатора скидочных предложений и на сайте магазина. Не лишним будет посмотреть, сохранилась ли скидка после отправки товара в корзину при оформления заказа. Если для получения скидки требуется промокод, то нужно проверить, есть ли он на сайте.

Цифры

«В прошлые годы мы зафиксировали прирост трафика в дни акции в среднем на 30%, - вспоминает директор по маркетингу УК «Ташир Менеджмент» (ТЦ «РИО», Avenue South-West и «Райкин Плаза») Татьяна Строганова». Посещаемость ТЦ «Коломенский» в прошлую «черную пятницу» выросла на 9,5% к 2016 году, а средняя выручка арендаторов, принявшим участие в акции, поднялась на 29%, отметили в ФПК «Гарант-Инвест» (собственник ТЦ).

Всего же за три дня «черной пятницы» в прошлом году дополнительный оборот компаний непродовольственных товаров составил 30 млрд рублей, подсчитали в АКИТ. Из них на оффлайн пришлось 24 млрд рублей, а на онлайн - 6 млрд рублей.