МЦД изменят город

МЦД изменят город

МЦД изменят город
МЦД изменят город Фото: Сергей Ведяшкин/АГН Москва
Александр Морозов о роли Московских центральных диметров в транспортной системе столицы

«Московская перспектива» продолжает знакомить читателей с мнениями различных специалистов о Московских центральных диаметрах (МЦД). Сегодня наш эксперт – Александр Морозов, директор по транспортному планированию и прогнозированию Центра экономики инфраструктуры.

Александр Сергеевич, как вы оцениваете столичную транспортную систему в целом?

– В последние годы наметился кардинальный рывок вперед в развитии транспортной системы. Прежде всего это связано с конкретизацией приоритетов развития общественного транспорта и оптимизацией тех ресурсов, которые город уже имел. Наибольший прорыв, наверное, произошел в использовании ресурсов железной дороги. У нас протяженность ж/д в городе почти такая же, как и метро, но перевозила она всего 6% пассажиров. И стоимость модернизации ж/д практически в формат метро это, условно говоря, миллиард на километр. Если сравнить с метрополитеном, где сумма строительства составляет условно 5–7 млрд за километр, получается намного эффективнее. То есть мы вкладываем меньше средств, а качество получаем, как в метро: поезда ходят с небольшим интервалом и по единому проездному, на станциях чистота и порядок, хороший подвижной состав, скорость и надежность сообщения. Это то, чего никогда не было в нашей стране. Благодаря усилиям нынешней администрации это удалось сделать за несколько лет на Московском центральном кольце, а теперь будет на МЦД.

Каковы основные преимущества МЦД?

– Преимущество МЦД не только в том, что это фактически наземное метро в черте города, а в том, что это интегрированная с агломерацией система, когда люди в пригороде тоже могут пользоваться этим сервисом. То есть они смогут оставить свои автомобили на перехватывающих парковках, даже не въезжая на МКАД на машине. В итоге внутри МКАД мы получим гораздо меньше автомобилей, соответственно меньше загрязнения воздуха, меньше заторов и меньше ДТП. Это одна из кардинальных вещей и большой плюс для москвичей.

Среди жителей столицы почему-то сформировалось мнение, что МЦД – не для москвичей. Так ли это?

– Нет! У нас есть целый ряд районов, которые находятся в непосредственной доступности от станций МЦД, где метро нет в принципе. Это районы Бирюлево, Можайский, Ярославский. Или Бескудниковский и Лианозово, где метро тоже не в шаговой доступности. И проект МЦД задуман в том числе для того, чтобы улучшить транспортную доступность для москвичей, у которых нет поблизости станций подземки. Я уже не говорю о том, что это не чей-то абстрактный бюджет. Это наши с вами деньги. Вместо того чтобы построить метро в Ярославском районе за десятки миллиардов, мы это район обеспечим с помощью МЦД гораздо меньшими средствами.
В результате наши с вами налоги будут направлены на какие-то другие рациональные вещи. Недавно состоялась дискуссия по продлению существующих линий метро в Красногорск, Балашиху и Мытищи. И пока вопрос был решен как раз в пользу МЦД.

Возможно ли, что в будущем метро станет менее востребованным?

– Метро перегружено, поэтому снижение его востребованности означает фактически снижение перегрузки столичной подземки, что и является одной из целей развития транспортной системы вообще и проекта МЦД в частности. В Москве сравнительно низкая плотность станций метро в центре по сравнению с рядом европейских мегаполисов. Заметим, что и ближайшие планы по развитию МЦД пока не включают подземные участки под центром города. Учитывая, что деловая активность всегда концентрируется на небольшой площади городов, развитие магистрального рельсового транспорта в центре города – как метрополитена (завершение связей по существующим линиям), так и МЦД – является достаточно востребованным.

Почему наши МЦД не похожи на зарубежные, где поезда идут в основном в тоннелях, под землей?

– Очень похожи! В том же Париже есть тоннели, но значительные участки – наземные. В центре – да, как правило, железная дорога проходит под землей. Но если вы поедете в пригород, в тот же Версаль, то тоннель километров пять – а дальше поверху. Что касается тоннелей, с моей точки зрения, это дальнейшая перспектива Москвы. Нам жизненно необходимо несколько новых подземных связок через центр города. Если помните, британцы тоже начинали с сети Overground – это рельсовая сеть без подземных участков. Они долго шли к проекту подземной железной дороги, но только сейчас она строится (имею в виду проект Crossrail). Уверен, это и наше с вами будущее.

Как быстро мы почувствуем эффект и пользу от первых МЦД?

– Сразу же. Думаю, что уже в конце года – начале следующего, когда запустят первые два маршрута.

Теги: #