Мы делаем жизнь в мегаполисе комфортной и красивой

Мы делаем жизнь в мегаполисе комфортной и красивой

Мы делаем жизнь в мегаполисе комфортной и красивой
Мы делаем жизнь в мегаполисе комфортной и красивой
Сергей Жуков о работе «Мосметростроя»

В столице реализуется самая масштабная за всю историю программа строительства метро. Беспрецедентные темпы и объемы впечатляют не только москвичей и отечественных специалистов, но и мировое профессиональное сообщество. Разумеется, в этой работе городские власти опираются только на опытных подрядчиков, за плечами которых сотни возведенных станций. Генеральный директор ОАО «Мосметрострой» Сергей Жуков рассказал «Московской перспективе» о том, над какими объектами сегодня трудятся специалисты компании, с какими сложностями связана прокладка метро, а также о том, какие цели должны ставить перед собой современные метростроевцы.

Сергей Анатольевич, год назад мы с вами разговаривали о масштабах строительства московского метро и текущих проектах «Мосметростроя». Что изменилось за это время?

– Темпы развития столичного метрополитена по-прежнему высокие. Увеличилось количество новых станций – в июне их открылось восемь, а до конца года запланировано еще шесть, две из которых наши – «Лефортово» и «Авиамоторная» Большой кольцевой линии метро (БКЛ).

Капитальный ремонт наземного участка Филевской линии вышел на финальную стадию. На всех станциях обновили платформы, а также павильоны для входа и выхода пассажиров. Последними открыли вестибюли «Багратионовской» и «Филевского парка». Заключительным этапом реконструкции станет установка шумозащитных экранов, ограждающих жилые районы от зоны метрополитена. Частично они уже готовы.

Кроме того, разворачиваем работы по контракту на реконструкцию Каховской линии для ее дальнейшей интеграции в состав южного участка БКЛ. За два года предстоит модернизировать архитектурный облик станций, заменить верхнее строение пути, коммуникационные сети, тягово-понизительные подстанции и построить соединительную ветку в электродепо «Замоскворецкое» протяженностью почти один километр. Кстати, 11 августа исполняется 50 лет со дня открытия станций «Каховская», «Варшавская» и «Каширская».

Вы упомянули «Лефортово» и «Авиамоторную». На каком этапе находится строительство всего северо-восточного участка БКЛ?

– До конца года закончим основные работы на станциях «Лефортово» и «Авиамоторная». Сейчас на них ведутся архитектурная отделка, путевые работы, монтируются инженерные коммуникации, приступили к благоустройству.

Вторым этапом станет участок с четырьмя станциями – это «Рубцовская», «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская». Их открытие намечено на 2021–2022 годы. На текущий момент перегонные тоннели между «Рубцовской» и «Стромынкой» готовы, идет укладка жесткого основания пути. Станционный котлован «Стромынки» поделен на три части: платформенную, вестибюль № 1 (южный) и вестибюль № 2 (северный). Северный вестибюль разработан полностью, он же является монтажным котлованом для проходческих щитов, которые стартовали отсюда в мае к «Ржевской». Платформенный участок разрабатывают, в южном вестибюле началась выемка грунта. «Рубцовская» с каждым днем принимает все более четкие очертания. Здесь полным ходом идут монолитные работы. Видны путевые стены и наклон ведущей к выходу лестницы. Устанавливается синяя металлическая опалубка – задел для будущего освещения. В круглых проемах, расположенных над колоннами станционного зала, по проекту установят светильники.

Еще один тоннелепроходческий комплекс прокладывает первый тоннель от уникальной круглой камеры возле Рижской эстакады Третьего транспортного кольца в сторону «Савеловской». Скоро будет запущен второй щит.

Станции глубокого заложения «Ржевская» и «Шереметьевская» строят классическим горным способом через шахтные стволы. Для проходки эскалаторных тоннелей вначале пришлось заморозить грунты из-за их обводненности и неустойчивости. Сейчас в активной фазе сооружение пересадок с «Ржевской» на «Рижскую» Калужско-Рижской линии и с «Шереметьевской» на «Марьину Рощу» Люблинско-Дмитровской. Это один из сложнейших видов работ с примыканием к действующим станциям метрополитена.

Сергей Анатольевич, кажется, что еще совсем недавно сдали станции «Окружную», «Верхние Лихоборы» и «Селигерскую» Люблинско-Дмитровской линии (ЛДЛ). Как обстоят дела с ее продлением на север?

– На новом участке появятся станции «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово», которые сделают комфортнее жизнь 170 тыс. москвичей районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Бескудниковский и Лианозово. В перспективе ЛДЛ выйдет за пределы МКАД, достигнув поселка Северный. В 2023 году рядом со строящимся комплексом Московского физико-технического института появится станция «Физтех».

Станционные комплексы построят открытым способом. Мы готовимся к сооружению ограждающих конструкций котлованов. Перегонные тоннели от камеры съездов за «Селигерской» до «Лианозово» доверили щиту с большим стажем. Тоннелепроходческий комплекс Lovat с бессменным именем «Клавдия» в начале июня взял курс на север столицы. Станцию «Улица 800-летия Москвы» ТПМК пройдет транзитом до «Лианозово», оставив за собой 2,3 км левого тоннеля. Затем предстоит аналогичный маршрут по правому перегону.

«Мосметрострой» не только сооружает новые станции столичной подземки, но и реконструирует объекты транспортной инфраструктуры в других регионах страны. Расскажите подробнее о реализованном проекте модернизации железнодорожного тоннеля во Владивостоке. Чем был полезен этот опыт?

– Тоннель имени Сталина – один из старейших стратегических объектов Дальневосточного региона – много лет находился в предаварийном состоянии и был на грани закрытия. Масштабная модернизация заняла два с половиной года без остановки движения грузовых поездов в 15-часовые «окна». Ранее на подземных сооружениях железной дороги в России такой набор инновационных технологий никогда не применялся. В ходе реконструкции закрепили грунтовый массив, остановили деградационные процессы в обделке, подавили течи, выполнили изоляцию деформационных швов и гидроизоляцию всего тоннеля. Не уменьшая его габаритов, создали многослойную обделку из современных материалов. Также обновили коммуникации и пути, отремонтировали штольню.

Нам было вдвойне приятно возвращаться сюда, потому что в далекие 30-е годы наши предшественники участвовали в сооружении тоннеля. Поэтому мы не могли не взяться за этот проект и показали ровно то, что должны были. Для «Мосметростроя» это еще один этап развития компании и подтверждения высокого профессионализма.

Каковы будут ваши пожелания к Дню строителя?

– От коллектива АО «Мосметрострой» и от себя лично поздравляю всех с Днем строителя! Труд строителя – самый мирный и созидательный. Мы строим станции метрополитена и транспортные развязки, возводим жилые комплексы, детские сады, школы, спортивно-оздоровительные центры, которыми будут пользоваться многие поколения, благоустраиваем пешеходные улицы и зеленые зоны отдыха, приспосабливая их под нужды горожан. Мы делаем жизнь в мегаполисе комфортной и красивой. Желаю всем нам воплощения амбициозных проектов, пускай не покидают вера в успех и чувство гордости за одну из самых прекрасных профессий на Земле!

Теги: #