Обновление с мировым размахом

Обновление с мировым размахом

Обновление с мировым размахом
Обновление с мировым размахом
От зоны отчуждения – к центрам притяжения

Промышленные площадки по мере роста города «смещаются» к центру. Заводы останавливаются – из экологических или экономических соображений. Жилье ветшает, устаревает и теряет привлекательность. Территории приходят в упадок и нуждаются в реновации и редевелопменте. «Московская перспектива» собрала примеры того, как решают эти проблемы мировые мегаполисы.

Постсоветский социализм

Программа реновации в Пекине началась в 1949 году, когда две трети жилого фонда города были признаны ветхими, а еще 5% – опасными. До начала программы столица Китая на 99% была одноэтажной и состояла из кварталов – хутунов, которые как историческое наследие сохранены только в центральной части Пекина.

В конце 1980-х годов значительная часть жилых строений в центре китайской столицы оказалась в удручающем состоянии, так как долгое время пошлина на обслуживание зданий и рента были очень низкими. Появление финансирования позволило в 1990 году запустить одновременно 37 новых проектов в качестве первой фазы.

Важной особенностью этого этапа является классификация зданий по пятибалльной шкале – от приемлемого качества к аварийному. Институт городского планирования разработал детальный план программы всего города. Если на какой-либо территории более 70% зданий попадали в неудовлетворительные категории, то реновировать предлагалось полностью всю территорию.

Столица самостроя

Участников программы реновации жилья в Стамбуле можно условно разделить на две большие категории. К первой относятся жители так называемых геджеконду, попросту лачуг (в переводе с турецкого – «построенный за ночь»). Вторая часть реновации включает в себя снос старых многоэтажных домов.

Массовая программа расселения обитателей лачуг началась в 1990-е годы. Несмотря на явные неудобства жизни в геджеконду, жители неохотно покидали свои дома, многие даже выступали против их сноса.

На месте бывших трущоб начали появляться многоэтажные дома. При этом, став собственниками жилья в престижных кварталах Стамбула, бедняки из лачуг стали массово продавать новые квартиры или сдавать их в аренду, поскольку не могли оплачивать счета за газ, воду и электроэнергию.

Ко второй части реновации относится обновление жилищного фонда Стамбула. На месте старых (ветхих) строений появляются современные дома. Участие государства в этом процессе минимально, определяющая роль отведена самим жителям домов.

Османизация Парижа

Первая реновация Парижа состоялась в 1853 году, когда по поручению императора Наполеона III барон Жорж Эжен Осман принял на себя руководство масштабными градостроительными работами, изменившими образ французской столицы. В честь барона перепланировку и модернизацию города назвали «османизацией» Парижа.

На смену узким средневековым улицам пришли широкие бульвары и большие площади. Во многом благодаря этой работе появился даже новый тип горожанина – фланер (фр. flâneur – «гуляющий»), то есть человек, получающий удовольствие от прогулок.

Новый этап начался в начале 2000-х. В Париже программа коснулась более чем 150 кварталов. Особенность французской столицы состоит в том, что крайне высокая плотность застройки (почти в четыре раза выше, чем в Москве) не позволяет сносить жилые дома без ущерба для соседних. Учитывая количество исторических объектов в столице Франции, такое положение дел попросту недопустимо. Поэтому программа реновации ушла в сторону реконструкции и реставрации существующего жилого фонда.

Портовая реновация

Район Доклендс появился на месте лондонского порта – в свое время одного из крупнейших в мире. Модернизацией района площадью 421 га занялось правительство Маргарет Тэтчер. Первая роль в проекте отводилась не архитекторам, а экономистам – они не чертили градостроительные планы, а стали привлекать в Доклендс деньги и людей.

Первым шагом реновации стала прокладка новых автобусных маршрутов к еще старому району. Вслед за этим туда подвели и новые дороги. Создание разветвленной транспортной инфраструктуры вызвало интерес бизнесменов и простых горожан, внезапно обнаруживших сравнительно дешевую недвижимость с хорошей транспортной доступностью.

В рамках редевелопмента была проведена мелиорация 750 га земли, высажено 200 тыс. деревьев, создано 130 га открытых пространств.

За счет проекта редевелопмента удалось не только придать новый импульс развитию самого Доклендса, но и разгрузить Вест-Энд и Сити. Таким образом, два района выиграли от улучшения третьего.

Фешенебельный газгольдер

Газгольдеры, или газометры, в Вене были построены в 1896–1899 годах, в них хранился светильный газ для газовых фонарей. Грандиозные резервуары (внутренний диаметр – 62 метра, высота – 72 метра) служили городу до тех пор, пока на смену коксовому не пришел природный газ, а потом они стали невостребованными. Техническое оборудование из газометров было удалено, осталась кирпичная оболочка и 90 тыс. кубометров внутреннего пространства.

Дать зданиям новую жизнь было решено в 1995 году. После проведенного конкурса каждый газометр достался своему архитектору – при условии соблюдения общей идеи. В стенах были сделаны новые проемы, башни перекрыли новыми куполами, повторяющими старинные очертания.

Комплекс стал центром всего района. Заброшенные скелеты газгольдеров превратились в привлекательные фешенебельные офисы, квартиры и магазины.

В результате успешного редевелопмента внутри башен появилось свое особое сообщество наподобие лофт-поселка, города в городе.

Три метра над морем

Порт Гамбурга с многовековой историей продолжал расти, но его основные мощности из центральной части города были перенесены, поэтому территория использовалась неактивно или не использовалась вовсе.

В начале нулевых на 157 га была развернута самая большая стройка в Европе: здесь растет новый район   на 12 тыс. жителей и 40 тыс. рабочих мест. Уже застроено около трети территории, весь проект будет реализован к 2025–2030 годам.

Редевелопмент района Хафен-Сити осуществляется в рамках единого мастер-плана, который устанавливает общие критерии и цели застройки, на их базе готовятся конкретные регламенты.

Транспортная инфраструктура и социальные объекты, имеющие значение для всего города, возводятся за счет городских министерств, а девелоперы строят только жилье и коммерческую недвижимость. Уже на этапе строительства предусматриваются «умные» энергетические технологии, основанные на использовании возобновляемых энергоресурсов и снижении вредных выбросов.

«Белая деревня» для города

Город Эйндховен, бывший крупный промышленный центр Нидерландов, в 90-е годы прошлого века пребывал в упадке. После закрытия градообразующего завода экономический уклад сменился, в результате в центре Эйндховена освободились крупные площадки.

Реновация началась с небольшого проекта «Белая деревня». На одной из окраин города в 1937–1939 годах по проекту известного голландского архитектора-модерниста Виллема Дюдока был выстроен жилой комплекс из 64 белых домиков. К 1990-м годам этот квартал серьезно обветшал, а внешний вид домов оставлял желать лучшего. Тогда проживавший в этом районе архитектор Кейс Донкерс решил организовать местных жителей для совместного проведения ремонта домов и благоустройства территории.

После закрытия производства моторов бывшие сотрудники заводов и фабрик стали открывать собственные компании. Сейчас, например, главная индустрия в городе – производство микрочипов. Старые фабричные корпуса, опустевшие в 1994–1995 годах, перепрофилировали и приспособили к высокотехнологичному производству.

Парк на эстакаде

Эстакада Хай-Лайн в Нью-Йорке была построена в 1930 году и предназначалась для грузовых перевозок к предприятиям, находившимся в центре Манхэттена. Пути были подняты на 10 метров над землей и петляли между домами, чтобы обеспечить удобную разгрузку товара.

Однако автоматизация промышленности стала набирать обороты, тогда железную дорогу закрыли. По инициативе тогдашнего мэра Нью-Йорка эстакаду чуть было не снесли, но благодаря вмешательству жителей дорогу оставили как есть, позволив ей зарастать естественной флорой.

Однако со временем жителям придорожной зоны надоел мрачный вид загнивающей «железки». За дело взялась группа активистов «Друзья Хай-Лайн». Организация собрала средства для создания парка на месте железнодорожных путей.

Авторы решили сохранить часть железнодорожной ветки, а по обе стороны пути высадить деревья и кустарники. Сегодня Хай-Лайн позволяет пешеходу буквально оторваться от земли, добавляя ему 10 метров роста, и увидеть район с непешеходной перспективы.

Теги: #