Основное преимущество

Основное преимущество

Основное преимущество
Основное преимущество
1 июля исполнилось девять лет с момента присоединения к Москве новых территорий и образования ТиНАО. В 2012 году столица стала почти в 2,5 раза больше, было присоединено 148 тыс. га территории к юго-западу от города. По различным причинам не все верили в успех этого грандиозного проекта, но сегодня ТиНАО – самая динамично развивающаяся часть города и крупнейшая территория комплексного развития не только в Москве, но и в России. Без сомнения, она сохранит этот статус в ближайшие годы, возможно, даже десятилетия

От идеи к модели
Если оглядываться назад, то в 2011 году плотная урбанизированная застройка Москвы давно уже вышла за пределы административных границ города и МКАД. В городах ближнего Подмосковья шло массовое строительство новых спальных районов, которое порождало колоссальный уровень маятниковой миграции. Около 3,5 млн человек каждое утро ездили в центр Москвы из области и периферийных районов у МКАД на работу и каждый вечер возвращались обратно домой. Нагрузка на транспортную систему Московского региона за счет этого была крайне высокой. Единственным направлением, пока еще не так активно застроенным, было юго-западное – территория между Киевским и Варшавским шоссе.
«У нас было два варианта действий. Первый – ничего не предпринимать и смириться с тем, что через 5–10 лет на юго-западном направлении появится еще один огромный спальный район. И это не какая-то абстрактная угроза. На руках у застройщиков были документы на возведение миллионов квадратных метров жилья. После присоединения новых территорий пришлось несколько лет разбираться с этим «наследством». И второй вариант действий – заручиться поддержкой президента и правительства России, договориться с коллегами из Московской области, изменить границы города и попытаться избежать прежних градостроительных ошибок», – рассказывал об обстоятельствах присоединения мэр Москвы Сергей Собянин.

Парижский опыт
Развивать новые территории Москвы стали с учетом лучшего мирового опыта, в частности, присматривались к проекту «Большой Париж», стартовавшему четырьмя годами ранее. Действительно, по своей идеологии, стоимости и значимости проекты «Большая Москва» и «Большой Париж» очень схожи. Население двух мегаполисов примерно одинаковое, как и роль городов в экономике своих стран. Перед двумя городами стоят и общие задачи: создание полицентрической модели развития, увеличение количества рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение жилого пространства и сохранение экологического каркаса. Проблемы и вызовы тоже схожие, поэтому при реализации проектов развития новых территорий обе столицы выбрали путь взаимовыгодного сотрудничества и партнерства.
В 2012 году в Москве состоялся международный конкурс на лучший план развития столицы, организованный в полном соответствии с парижской моделью. В его финал вышли 10 команд, а победителями стали французские архитекторы Антуан Грюмбах и Жан-Мишель Вильмотт, участвовавшие и в разработке модели развития Большого Парижа. В 2013 году московская делегация побывала во Франции и ознакомилась с концепцией их проекта, в итоге многие аспекты взяли на вооружение. В первую очередь модель интеграции территорий в общую ткань города за счет реализации проектов транспортного развития, комплексного строительства недвижимости, где в шаговой доступности от жилья у людей было бы все необходимое – детские сады, школы, поликлиники, зоны отдыха и, что немаловажно, рабочие места.

«Конечно, Новую Москву мы стали развивать с учетом лучшего мирового опыта, в частности парижского, нашей целью было и остается сделать так, чтобы у жителей новых округов были максимально комфортные условия проживания, чтобы они гордились своим местом жительства и не хотели его покидать. На самом деле нашему мегапроекту на сегодняшний день мировых аналогов нет, во многом Париж мы действительно обогнали. Хотя проект «Большая Москва» стартовал заметно позже «Большого Парижа», служившего нам ориентиром. В чем обогнали? И в рекордно коротких сроках разработки Генплана развития новых территорий, и принятия Правил землепользования и застройки, и в огромной работе по снижению административных барьеров для упрощения и ускорения всех процессов, связанных со стройкой. Но самое главное – в решении транспортных проблем», – отмечает заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Транспортный каркас
Метро пришло в ТиНАО очень быстро – всего за 3,5 года. Первые две станции на территории Новой Москвы – «Румянцево» и «Саларьево» – открылись в начале 2016 года. Для сравнения: свой транспортный проект Le Grand Paris Express французы начали осуществлять только сейчас. Сегодня в ТиНАО работает уже восемь станций на двух ветках: «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» на Сокольнической линии, «Рассказовка» и «Говорово» – на Калининско-Солнцевской. При этом станции расположены в шаговой доступности от жилья и рабочих мест, а время в пути до центра города для жителей населенных пунктов, где появилось метро, сократилось вдвое. В настоящее время активно строится новая Троицкая линия, которая пройдет от станции «Новаторская» БКЛ до Коммунарки и в перспективе придет в Троицк. Сокольническая ветка продлевается вглубь ТиНАО до станции «Новомосковская», а Калининско-Солнцевская –
до аэропорта «Внуково» с промежуточной станцией «Пыхтино».

Активное развитие новых территорий требует не менее масштабной работы по формированию удобных транспортных связей, которые бы соединили эти территории с основной частью города, и это не только метро. Пришли в ТиНАО и линии МЦД – на четвертом диаметре открыты три станции: Крекшино, Санино и Мичуринец. В ближайшее время заработают Внуковская и Астафьево, к которой подводят дорогу из Троицка. Если говорить про четвертый диаметр, то в следующем году появятся новые пути −
от МКАД до Апрелевки.

С момента присоединения новых округов построено и реконструировано 28 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, включая пять путепроводов через железную дорогу. Общая протяженность дорог, построенных в 2012–2020 гг., составила порядка 270 км. В итоге плотность улично-дорожной сети ТиНАО выросла в 1,4 раза. Ключевыми объектами стали реконструированное Калужское шоссе, автодорога от Боровского шоссе до деревни Ботаково, трасса М3 «Украина» (до Бутово), магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Сейчас проектируют еще 29 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью более 150 км, а в течение трех лет в ТиНАО построят и реконструируют еще 200 км дорог.

Самодостаточные кварталы
Достигнутые с июля 2012 года результаты в строительстве недвижимости в ТиНАО тоже впечатляют: построено свыше 21,3 млн кв. метров различной недвижимости, включая 16,4 млн «квадратов» жилья. При этом ключевым и основополагающим принципом градостроительной политики Москвы и ТиНАО является комплексное развитие территорий: помимо транспортной инфраструктуры одновременно со строительством жилья необходимо было восполнить имевшийся дефицит социальных объектов, создать инфраструктуру для отдыха и проведения досуга.

«Новая Москва сегодня самый динамично развивающийся округ с быстрорастущей сичленностью населения, которое необходимо обеспечивать качественным уровнем жизни. В связи с чем считаю, что сроки ввода социальных объектов должны соответствовать скорости увеличения количества жителей присоединенных территорий, поскольку срок ввода таких объектов напрямую влияет на качество жизни людей. На территории округа, интересы которого я представляю, сейчас идет строительство 14 поликлиник и больниц, 17 школ, 26 детских садов, 27 спортивных объектов. Идет реконструкция и строительство восьми объектов культуры, обустраиваются 25 парков и зеленых зон», –
рассказал депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Саблин.

В результате проделанной работы по развитию социальной инфраструктуры в Новой Москве появилось более 90 новых объектов – садиков, школ, медицинских объектов, включая уникальный инфекционный центр в Вороновском, возведенный в самый разгар пандемии весной 2020 года с нуля всего за месяц. Построена первая очередь ставшей известной на всю страну больницы в Коммунарке, где с начала пандемии вылечили более 30,5 тыс. пациентов с диагнозом COVID-19. Открыто одно из лучших образовательных учреждений России – международная школа «Летово», возведено много других нужных и важных жителям объектов, а также создано 19 благоустроенных парков и скверов.
Кроме того, важной задачей было строительство недвижимости для создания новых рабочих мест, которые бы позволили новоселам работать рядом с домом, не выезжая в центр города. За девять лет появилось свыше 182 тыс. новых мест приложения труда – почти в три раза больше, чем было на этих территориях до их присоединения к столице. Места приложения труда в основном формируются в точках роста ТиНАО, которых на данный момент 12. Так, в Румянцево построен крупнейший на новых территориях офисный парк «Комсити», где сейчас трудится более 10 тыс. человек, а после ввода второй очереди количество рабочих мест вырастет еще на 6 тыс. Активно развивается Коммунарка, объемы застройки которой сопоставимы с застройкой «Москва-Сити» – там планируется возвести около 5 млн «квадратов» недвижимости и создать почти 80 тыс. рабочих мест. Формируется мощный кластер «Прокшино», международный медицинский кластер «Сколково» и другие. На сегодняшний день общее количество рабочих мест в Новой Москве уже превышает 267 тыс., а к концу этого года к ним добавится еще 15 тыс.

В данный момент больше всего рабочих мест создано в сфере потребительского рынка и услуг, чуть меньше – в логистике и связи, примерно столько же – в топливно-энергетическом комплексе и строительстве. Важно, что часть вакансий в сегменте потребительского рынка и услуг – свыше 10 тыс. рабочих мест – сформирована на предприятиях малого бизнеса, арендовавших помещения на первых этажах жилых домов. Это говорит о том, что первые этажи в жилых кварталах активно включены в жизнь города, а жители имеют возможность работать и получать необходимые услуги в шаговой доступности. По результатам опроса ВЦИОМа, почти 65% жителей Новой Москвы уже нашли себе работу в границах округов, а в будущем эта статистика должна только улучшаться.

Большие перспективы
По прогнозам, к 2035 году население Новой Москвы составит порядка 1,5 млн человек, при этом будет создано около миллиона рабочих мест. Фактически все трудоспособное население округов получит возможность найти работу рядом с местами своего проживания. Рабочие места создадут в различных сферах – научно-технической, логистике, образовании, IT-технологиях, здравоохранении, в инфраструктуре отдыха и развлечений и не только. Например, до 2035 года на территории ТиНАО возведут 20 мощных технопарков площадью 12 млн «квадратов».

Всего к этому времени планируется построить еще порядка 100 млн кв. метров недвижимости. Помимо жилья возведут и откроют 170 школ, 325 детских садов, 125 объектов здравоохранения, порядка 700 спортивных объектов. Будет создано 86 новых парков, где отдыхать и интересно проводить свой досуг смогут не только жители ТиНАО, но и все москвичи. Активно продолжится и развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь метро: до 2035 года планируется построить еще более 70 км новых линий и 20 станций. Завершится формирование МЦД-4, будут проложены еще сотни километров новых магистральных дорог и дорог районного значения, включая связки между населенными пунктами.
По прогнозам, инвестиции в развитие ТиНАО к этому времени должны достигнуть внушительной отметки 7 трлн рублей, причем без учета инфляции. За девять лет в Новую Москву инвестировали уже более 2,1 трлн рублей, значительная часть этих средств – частные, что говорит об инвестиционной привлекательности новых территорий. В будущем благодаря сегодняшним инвестициям города в транспортную и инженерную инфраструктуру ТиНАО объем частных инвестиций должен вырасти и значительно превысить объем бюджетных.

И все же главным мерилом успешности выбранного курса развития Новой Москвы является удовлетворенность жителей Троицкого и Новомосковского округов теми изменениями, которые произошли за девять лет. По данным социологических исследований, 70% населения ТиНАО отмечают рост качества жизни, подавляющее большинство признает основным преимуществом приход в Новую Москву метро и развитие улично-дорожной сети, а более половины горожан считают, что жизнь в новых округах стала безопаснее. Вот главный результат реализации комплексного подхода к развитию ТиНАО – огромной работы, которую проделал и продолжает делать город для создания на новых территориях комфортной и привлекательной среды.

Теги: #