«Получите благословение на имплантат»: как живет «самый православный» район Москвы

«Получите благословение на имплантат»: как живет «самый православный» район Москвы

«Получите благословение на имплантат»: как живет «самый православный» район Москвы
«Получите благословение на имплантат»: как живет «самый православный» район Москвы Резиденция патриарха московского и всея Руси Кирилла. Фото: Алексей Синяков
Больше 10 лет в окрестностях метро «Тульская» существует район, где продают продукты и оказывают услуги с приставкой «православные»: там есть «Монастырский магазин», «Монастырский мед», «Клиника Святого Даниила» и гостиница с эмблемой патриарха Кирилла. Корреспондент «МП» узнал, как через священника получить скидку на зубной имплантат, о чем нельзя говорить с местными казаками и почему в церкви, которую ограждает забор со свастиками, никто не молится

Расположение

Окрестности «Тульской» можно условно поделить на три «зоны влияния». Две из них национальные: одна располагается возле ТЦ «Ереван-Плаза», другая имеет множество заведений с северокавказским «акцентом» и тянется по Дубининской улице до Павелецкого вокзала, объясняет местный житель Дмитрий Толочкин. 

Еще одну, третью, зону можно условно назвать «православной» — она начинается с Холодильного переулка и идет до Даниловского монастыря.

photo5249131750557330635.jpg

В переулке гостей района встречается граффити с религиозно-военной направленностью: святой Даниил Московский как бы с сожалением смотрит на подводную лодку, названную в его честь. Со святым связано современное название района — Даниил был московским князем во время татаро-монгольского ига, основал здесь православный монастырь в честь своего небесного покровителя, который потом и дал название слободе, а затем административной единице. 

 

«Неправильный мед»

Первый магазин с религиозной направленностью находится в Холодильном переулке. Над его входом висят салатовые буквы — почти фермерское название «Монастырский мед». Рядом — красными буквами «Продукты» и белым — «Выпечка». На самом же деле это полноценный продуктовый с функцией закусочной, репродукциями наивной живописи, иконами и сувенирной продукцией для верующих. 

photo5249437131322010994.jpg

Внутри тихо; две скромные продавщицы в длинных юбках стоят за прилавками.  

photo5249131750557330633.jpg

Порция пирогов, которые, по словам продавщиц, пекут в Даниловском монастыре, и лимонада «Сергиев канон» обходится всего в 120 рублей. Пироги можно съесть за стоячими столиками, рядом с которыми продают ремни с вензелем Николая II. Ремень называется «пояс муж.[ской]» и стоит 3 100 рублей, на его пряжке написано «За веру, царя и Отечество». В этом же углу стоят иконы Серафима Саровского и «Нечаянная радость» и продается брелок «ВДВ» — за 150 рублей. По виду и на ощупь он сделан из бересты. На оборотной стороне брелока надпись: «Слава Богу за Русь святую». 

photo5249437131322010992.jpg

Отдельные товары посвящены лечению болезней. Например, есть сбор трав от простатита, гель «Зеленый огурец» для проблемной кожи лица, «Идеальная вода для чая, кофе» с припиской «Первый шаг к долголетию» и средство со странным названием «Кошачий коготь». В интернет магазинах его называют БАДом.

photo5242716710094613773.jpg

На вопрос, как подбираются товары, продавщица отвечает, что не знает. 

— Мы [магазин] работаем по благословению монастыря, — говорит она, собирая очередной заказ с пирогами и квасом.

Две бабушки стоят рядом и внимательно изучают состав «Кошачьего когтя».

 

Благословение на имплантат

Вход в «Клинику Святого Даниила» расположен со стороны Даниловского вала. В его прихожей лежат бесплатные бахилы, лестницу убирает девушка. 

1727-2-klinika-svyatogo-daniila.jpg

По словам сотрудницы заведения, которая стоит за респешеном, клиника носит название святого, так как была открыта по благословению священника. Консультации в ней бесплатные, но необходима запись. Ценник не из «социальных», но дешевле многих московских клиник с заявкой на профессионализм. Например, имплантат переднего зуба будет стоить около 40 тысяч рублей.

— А вместе с работой — в районе 100 тысяч, — говорит девушка, она рассказывает, что здесь бесплатно либо со скидками лечат священников и прочее духовенство Даниловского монастыря.

— А мне можно получить скидку, или для скидки надо обязательно быть священником?

— Сходите в монастырь, — объясняет сотрудница клиники. — И если вам батюшка даст благословение [на имплантат], ты мы дадим вам скидку. 

 

Молчаливые казаки

За клиникой начинаются стены и площадь Даниловского монастыря — одно из самых голубиных мест в городе: старушки, нищие и прихожане часто рассыпают тут крошки сухого хлеба для птиц. 

800px-Свято_-_Данилов_монастырь,_фото_12..jpeg

В лавке с монастырским продуктами на площади такому соседству, видимо, не очень рады, и, вероятно, чтобы отпугивать голубей, на его крыше установлена фигура хищной птицы. 

Рядом с монастырем находится платный городской туалет (в самом монастыре есть бесплатный), возле него за гофрированным забором магазин с текстилем. 

Продавец — крепкий мужчина в черной футболке. По большому залу магазина из динамиков расплывается «Господи, помилуй!» Хочется говорить тихо, как в церкви. Мужчина единственный продавец на несколько залов. Ценник у него абсолютно разный: можно купить хлопковый платок всего за 60 рублей или теплый — кашемировый, — но уже за 4,5 тысячи. 

Moscow_05-2017_img10_Danilov_Monastery.jpg

Вход в монастырь охраняют казаки. Один из них первым прибегает, когда мужчине, который просил денег с просфорой в руке, становится плохо.

— Все нормально? — спрашиваю у казака.

— Да. — спокойно говорит тот. — Мы его на [автобусную] остановку отнесли. — И идет кормить монастырского кота.

На вопрос, часто ли приходится помогать людям и защищать территорию от хулиганов, казаки не отвечают. Они вежливо говорят, что общаются с прессой только по благословению. 

 

К патриарху «проход закрыт»

Даниловский монастырь — центр православного района, в нем находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

— И его гараж, — говорит житель района Дмитрий Толочкин.

photo5249131750557330628.jpg

На самом деле то, о чем что говорит Дмитрий, — это пять гаражей, к ним ведет уложенная булыжниками дорога через ворота, рядом с ними стоит скромный микроавтобус и LADA далеко не последней модели. 

Все скромно. 

photo5249131750557330627.jpg

Ровно напротив этой дороги расположено здание с огромным ликом Христа. Это и есть резиденция патриарха. Но подойти к ней вплотную нельзя. Охраны не видно, однако золотая табличка на заборе на двух языках указывает, что «проход закрыт». 

Совсем рядом находится «Гостиница Даниловская при Московской Патриархии». Самый дешевый одноместный номер, согласно сайту, стоит там 4,6 тыс. рублей в сутки. 

mis_7071.jpg

Зато развит рум-сервис. Например, сотрудники предлагают отведать «фаршированного поросенка, гуся в яблоках и другие блюда из птицы». В ресторане можно провести выпускной вечер, встречу одноклассников и любой другой корпоратив. Также работают бар, кафетерий, парикмахерская, химчистка и прачечная. 

 

Свастики бизнесмена

Впрочем, предпринимательство, которое связывает себя с религией, стремится к прибыли не ежедневно и иногда закрывается в почти ходовое время. 

photo5249131750557330620.jpg

Так, вечером в субботу не работал «Монастырский магазин продуктов 100 и 1 рыбка». Мы нашли неработающим храм Тихвинской иконы Божьей Матери на Хавской улице (юридически — на Серпуховском валу). Это кирпичное здание в псевдорусском стиле, построенное в 1912 году, выделяется оно среди других построек полосатыми кондитерскими куполами, похожими на головы храма Василия Блаженного. Однако не только этим — его окружает модерновый забор (вероятнее всего, новодел); и если присмотреться к узору забора, то можно заметить многократное переплетение свастик.

1Без имени-1.jpg

Местные относятся к такому узору довольно спокойно. Житель «Тульской» Дмитрий рассказывает, что храм принадлежал старообрядцам, в СССР он использовался под хозяйственные нужды, а в «девяностые» был приватизирован православным предпринимателем. В интернете несложно найти его имя — Константин Ахапкин. Ахапкин начал реставрацию здания и хотел отдать его РПЦ, однако о давних правах заявили старообрядцы. Дмитрий говорит, что обе церкви не пришли к соглашению, и поэтому службы в храме в центре Москвы не проводятся, а если проводятся, то как-то незаметно и очень редко.

 

Крафт с крестами

Евгений Владимиров открыл крафтовый бар «Пивная библиотека» недалеко от монастырского магазина с рыбой три года назад. Долгое время в нем действовала почти благотворительная акция: напитки обменивали на ветхие книги, которые теперь могут читать посетители. 

— Я выбрал этот район очень просто, — рассказывает Владимиров. — Нашел помещение, где был отдельный вход и окна, [то есть] не арка и не подвал. Сам район не оценивал. Просто хотелось сделать локальный крафтовый френд-бар. Сам живу в Подмосковье вообще. 

photo5249131750557330618.jpg

Сейчас 70% посетителей бара — постоянные гости. Ценник на некоторые напитки ниже 200 рублей.

Долгое время в бар заходил местный житель Дядя Юра, он скорее походил на публику закрывшейся стоячки «Спотыкач», чем к разбирающимся в модном пиве мужчинам и молодежи со стрижками из барбершопов. 

По словам Евгения, Дядя Юра выносил мусор, за это ему наливали, давали одежду и обувь, деньги на табак — то есть опять же: почти занимались благотворительностью.

В баре тихо. Компании выпивают не шумно, как-то даже отстраненно, но здороваются между собой. 

— Эти спокойный, хороший и добрый район, — подтверждает Евгений. — За три года ни одной драки. 

На панели телевизора в баре идет реклама золотых православных крестов. «Цена сегодня: 1870 рублей», написано на экране. Но на нее никто не обращает внимания — видимо, потому, что кресты здесь можно купить сразу в нескольких ларьках и магазинах, и гораздо дешевле. 

Теги: #