Рекордными темпами

Рекордными темпами

Рекордными темпами
Рекордными темпами
Вот уже 12 лет российская столица демонстрирует невероятный рывок на многих направлениях: реализуются масштабные программы развития, ключевые инфраструктурные проекты. Беспрецедентные градостроительные инициативы мэра Москвы Сергея Собянина поддержаны талантом инженеров и усердием метростроевцев.

Компания «МИПСТРОЙ 1» является ключевым строительным подразделением группы компаний «Мосинжпроект», а также непосредственным участником реализации программы развития сети метро Москвы. Специалисты компании завершают работы на восточном участке Большой кольцевой линии, который замкнет рекордное метрокольцо. В интервью «МП» генеральный директор компании «МИПСТРОЙ 1» Константин Маслаков рассказал о современных технологических решениях, обеспечивающих рекордные темпы инфраструктурного строительства в Москве.

Год за годом Москва стремительно развивается. Таких темпов создания инфраструктуры, которые мы наблюдаем сегодня в Москве, нет ни в одном мегаполисе мира. Как это стало возможным?
– Современная Москва развивается ошеломляющими темпами – масштабы строительства новых транспортных связей действительно впечатляют. В развитии столичного транспортного комплекса ведущая роль, безусловно, отведена метрополитену. За последние 12 лет строительство метро в Москве ведется беспрецедентно быстро. Обеспечить такие рекордные темпы позволил целый комплекс технологических решений. Прежде всего изменен ключевой подход к строительству метро – предпочтение отдается станциям мелкого заложения, то есть станционные комплексы строятся на глубине, не превышающей 30 метров от поверхности. Кроме того, строительство ведется в открытых котлованах, это позволяет существенно сократить сроки реализации проекта. При возведении станций глубокого заложения все горнопроходческие работы ведутся в замкнутом контуре под землей. 

При открытом же способе нет необходимости в устройстве вертикальных стволов и дополнительной проходке, поэтому разработка котлована занимает гораздо меньше времени. К тому же мы получаем возможность параллельно открыть несколько фронтов работ по устройству основных конструкций станционного комплекса. Конечно, при всех преимуществах открытый способ строительства имеет ряд особенностей. Например, увеличивается пятно застройки, мы сталкиваемся с необходимостью выноса большого объема инженерных коммуникаций, что влечет за собой увеличение периода подготовительных работ. Кроме того, строительство станций мелкого заложения зачастую ведется в условиях неустойчивых грунтов. Восточный участок БКЛ как раз отличается сложной гидрогеологией, высоким уровнем грунтовых вод. В таких случаях разработка котлована требует использования дополнительных спецметодов, водопонизительных систем, чтобы снять излишнее гидростатическое давление на ограждающие конструкции. Но даже с учетом указанных особенностей строительство станций открытым способом существенно оптимизирует сроки реализации проекта.

А если говорить о тоннелепроходческих работах, существуют какие-то технологические решения, влияющие на сроки строительства тоннелей?
– В столице с 2011 года значительно увеличились объемы щитовой проходки тоннелей и возросла техническая оснащенность строителей. Более 200 км тоннелей метро построены с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов. В общей сложности 36 ТПМК были задействованы при строительстве новых и продлении действующих линий. Четыре из них – это 10-метровые щиты-гиганты, которые позволяют проходить двухпутные тоннели.
Применение щитов-гигантов позволило значительно сократить сроки проведения тоннелепроходческих работ: временные затраты на строительство одного двухпутного тоннеля на 20% меньше, чем при проходке двух однопутных тоннелей. Кроме того, десятиметровые тоннели не требуют устройства дополнительных пристанционных сооружений.

Мы не можем не затронуть дорожное строительство. В Москве высокими темпами ведется формирование транспортной инфраструктуры. Какие сложности возникают при строительстве дорожных объектов?
– Реализация программы развития дорожной сети в таком мегаполисе, как Москва, осложняется многими факторами: высокая плотность застройки, разветвленная действующая инфраструктура, обилие транспортных и инженерных коммуникаций. Чтобы вписать новый объект дорожного строительства в существующую городскую застройку, при этом минимизируя влияние на функционирующие транспортные системы, мы, строители, индивидуально подходим к решению каждой стоящей перед нами задачи.

Например, одним из самых масштабных дорожных проектов, реализуемых сегодня в столице, является московский скоростной диаметр (МСД). Он станет частью формирующейся хордовой системы Москвы. Наши специалисты ведут строительство южного участка МСД, который пересекает действующие пути Павелецкого направления Московской железной дороги, три основных пути, интенсивное движение пассажирских и грузовых поездов. Чтобы исключить влияние на режим работы ключевого направления МЖД, принято оптимальное техническое решение – построить путепровод внутри насыпи железной дороги. Для сохранения беспрерывного трафика на период строительных работ смонтирован защитный экран из металлических труб, после выемки грунта он принимает на себя нагрузку железнодорожного полотна. Кроме того, установлены рельсовые страховочные пакеты, которые позволяют распределить давление от проходящих поездов и снизить нагрузку на путепровод.

Сегодня реализация программ развития столичного транспортного комплекса обеспечивается передовыми технологическими решениями, а колоссальный опыт московских строителей позволяет решать самые амбициозные и сложные задачи. ®

Теги: #