Ректор МГСУ – МП: «Москва не конкурирует ни с одним российским городом» - Московская перспектива

Ректор МГСУ – МП: «Москва не конкурирует ни с одним российским городом»

Ректор МГСУ – МП: «Москва не конкурирует ни с одним российским городом»
Ректор МГСУ – МП: «Москва не конкурирует ни с одним российским городом» Андрей Волков. Фото: Полина Наседкина
Андрей Волков рассказал о современных студентах и росте интереса к рабочим специальностям

Ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков дал большое интервью «Московской перспективе». Предлагаем вашему вниманию анонс беседы с Андреем Анатольевичем. Полностью интервью читайте в ближайшем номере газеты.

О различиях в системе образования в СССР и РФ

- Я был избран ректором в 2013 году, но в университете я родной человек. Я горжусь тем, что в силу возраста сумел постоять одной ногой и в старом добром советском времени. Система вообще фундаментальных ценностей, мироощущения, на самом деле, не меняется веками. И как бы мы не говорили – сегодня студенты лучше или хуже – на самом деле, ничего подобного, все это примерно в одной парадигме развивается. Другой вопрос – в принципе меняется мир, это значит, что мы сейчас живем в более быстро развивающемся мире – и с точки зрения технологий, технического прогресса, и с точки зрения прогресса социального. Конечно, это эпоха информационных технологий. Такому темпу надо соответствовать, причем речь уже идет не об образовании на всю жизнь, как раньше было, с достаточно узкой квалификацией и довольно глубоким уровнем. Речь идет об образовании через всю жизнь, когда человека обучают базовому набору профессиональных компетенций, но в большей степени – основам работы в этом информационном обществе, чтобы он мог грамотно и гармонично встраиваться в окружающую действительность. Вообще, любая система университетская – она очень инертна своими традициями. В этом ее сила, конечно, и одновременно – риски и слабость. Переход на двухуровневую систему образования – это совершенно необходимая вещь. Другой вопрос – готовы ли мы принимать эти изменения.

Про абитуриентов

2PLN_1781.JPG

- К счастью, мы пережили уже довольно серьезный демографический спад в стране, это непросто далось системе образования: тенденция шла в сторону уменьшения, но в ближайшие 5-7 лет мы будем наблюдать незначительный, но все же рост числа абитуриентов. Но одновременно часть рисков системы образования в целом с точки зрения контингента связана еще и с тем, что система меняется в обратную сторону – число людей, которые стремятся в вузы, уменьшается: государство пропагандирует рабочие профессии. Удивительный тренд – ребята идут в армию, хотят в армию. Кто бы мог подумать 10 лет назад, что это будет правдой.

О развитии строительной сферы

3PLN_1785.JPG

- На сегодняшний день происходят, на мой взгляд, эпохальные и судьбоносные вещи, которые уже сегодня становятся явными для тех, кто наблюдает за прогрессом. Строительство, даже не стройка как процесс, а результаты нашего труда – здания, сооружения, инфраструктура становятся местом концентрации и пересечения огромного числа новых высокотехнологичных направлений прогресса. Все, что сегодня в городе происходит: геолокация, позиционирование, интеллектуальный транспорт, удаленный мониторинг, интеллектуальное управление движением, различные сервисы, безопасность – все это формирует совершенно новую социально-технологическую концепцию, которую правильно называть «умным городом».

О конкурсах для молодых специалистов, проводящихся в Москве

- Вообще, если говорить о такой созидательной повестке в столице – это вообще классная тема. Москва – совершенно показательный в этом смысле город, она в этом не конкурирует ни с одним российским городом, ее конкуренты – мировые мегаполисы, которые развиваются совершенно другими темпами.

О студентах МГСУ

- К нам поступает примерно 25 процентов ребят из Москвы, еще четверть – из Московской области и больше половины – из регионов России. Я всегда ребятам на днях открытых дверей говорю: «У меня для вас две новости, сами решайте, хорошие они или плохие. Первая – вы получите лучшее созидательное образование в мире, вторая – в свой родной город вы, наверное, уже никогда не вернетесь». На самом деле, это шутка. Я думаю, сегодня работа для высококвалифицированных кадров есть везде, и даже с тенденцией к росту.

О преподавателях вузов

- Вообще, кадровый потенциал в России переживает завершающий этап количественных изменений, тема очень острая и больная. Потому что в течение почти четверти века, начиная с конца 80-х годов, система образования, вообще академическая среда, начала деградировать, это очень быстро сказалось на уровне заработной платы, кадровом обеспечении. Многие уходили из науки, а оставались не всегда те, кто занимал активную жизненную позицию в науке, что-то из себя представляя. Мы переживали очень непростой этап. Практически никто в этот период не ставил перед коллективами задач серьезных фундаментальных исследований. Одновременно во многих университетах деградировала лабораторная база. Сегодня университеты воспряли. Лично я считаю, что каждый профессор, доцент должен заниматься наукой. И это должно занимать у него не меньшее время, чем педагогическая деятельность. Моя задача – создать ему для этого комфортные условия.

О практике возрожденных стройотрядов

- Мы гордимся, что стояли у истоков вообще этого движения, и сегодня оно у нас довольно масштабное. Мы очень правильно формируем отряды – практически все ребята, которые едут, уже имеют профильную рабочую специальность, они аттестованы. Мы стараемся посещать, я лично в этом году был на Сахалине. Там наших несколько стройотрядов – на Сахалинской ГРЭС-2, ее сейчас вводят.