Роскошь offline-общения

Роскошь offline-общения

Роскошь offline-общения
Роскошь offline-общения
25-я по счету выставка АРХ Москва у основателя компании «Экспо-Парк» Василия Бычкова связывается с 30-летием новой России, новой Москвы, новым архитектурным развитием и практикой. О том, как развивалась и менялась АРХ Москва, и о том, что ждет посетителей на этот раз, корреспондент «МП» выяснила накануне открытия экспозиции

Василий Владимирович, создавая этот проект, вы с самого начала предполагали, что он будет таким широким по охвату аудитории? Или так сложилось само собой?

– С самого начала мы не хотели, чтобы это мероприятие было площадкой для узких специалистов, которые стали бы рассуждать об объектах с чертежами в руках. Аудитория была широкой. Не так давно участниками АРХ Москвы стали девелоперы. Это важно для нас. И конечно, на выставку стали приходить обычные люди. Мне кажется, что только таким образом можно создавать среду, а главное, предлагать людям думать об архитектуре, быть не сторонними наблюдателями, а иметь какое-то мнение о ней.

 Помню, как к вам приходили девелоперы и спорили с архитекторами о том, что первично – деньги или красота...
– Тема «денег в проекте» актуальна всегда. Сейчас, кажется, уже все понимают, какова «добавленная» стоимость любого проекта, если в его основе качественная архитектура.
Надо сказать, что на АРХ Москве всегда обсуждались острые темы. В этом году мы выходим под лозунгом «Архитектура – искусство».

   И тоже довольно провокационно…
– Мы помним о витрувианской триаде, провозглашающей единство пользы, прочности и красоты. Сегодня это волнует многих. Кураторы Илья Мукосей и Юлия Бычкова делают проект «Москва: Значимо!». Они пригласили 30 архитектурных критиков, журналистов, знатоков архитектуры для выбора 30 наиболее значимых архитектурных объектов в центре города, которые оказали наибольшее влияние на его облик, созданных за последние 30 лет. Результат этого исследования обсудят не только профессионалы, но и обычные зрители.

Думаю, сложно оценить результаты архитектурной выставки, которая выходит уже в 25-й раз. Но я все-таки задам этот вопрос – вы пытались понять, каковы они?
– Я, конечно, не назову цифры – число контрактов, подписанных архитекторами и пр. Да и вообще не уверен, что деловая часть выставки напрямую с этим связана. Однако формат презентаций – важнейшая часть АРХ Москвы. Например, главная экспозиция выставки – «АРХ Каталог». К участию приглашаем 20–25 самых лучших авторских коллективов. Проекту «АРХ Каталог» уже не один год. Не один год уже и проекту NEXT!, который позволяет представить не маститых, а, наоборот, совсем молодых. В целом же могу сказать, что все, кто начинал с нами эту выставку, кто поддержал ее, теперь уже являются лучшими в этой профессиональной сфере, составляют ее ядро. В связи с этим я очень благодарен тем, кто был с нами все эти годы и верил в нас.
Надеюсь, что проект NEXT! продолжит выполнять свою важную роль – трамплина для молодых. В этом году будут представлены десять молодых бюро, из числа которых выберут лучшие. Выбирать будут мэтры, участники «АРХ Каталога». Молодые покажут свои инсталляции, потом в формате «печа-куча» им будет предложено рассказать о себе. По решению жюри лучшему молодому бюро будет предоставлено место для персональной экспозиции через год. Надеюсь, что, как и в прошлые годы, в работе жюри будет участвовать главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Ему я хочу высказать отдельную благодарность за отношение к нашей выставке как серьезной профессиональной площадке.
Вообще, выставка включает разные элементы рейтинга. Раз в два года мы называем лучшего маститого архитектора, лучшее молодое бюро. У меня нет точных данных, как эти рейтинги влияют на практику архитектора, но думаю, что влияют.

   Выставка – это же и показатель состояния отрасли?
– За 30 лет мы пережили много кризисов. И поняли, что рынок строительства, архитектуры очень чувствителен к таким моментам (в отличие, например, от рынка антиквариата). В этом году существенно сократилась коммерческая часть АРХ Москвы. Но нам впервые оказали финансовую поддержку городские власти. Москомархитектура и ранее поддерживала нас своим участием. Сейчас в центре АРХ Москвы будет ее стенд, связанный с отражением архитектурной политики города. Благодаря финансовой поддержке городского бюджета, я надеюсь, нам удастся сделать выставку самой лучшей за всю ее историю. Самое главное, что будет много архитектуры. А центральным ядром АРХ Москвы станет площадь искусств с инсталляциями таких архитекторов, как Кузембаев, Рубен Аракелян, Николай Лызлов, Алексей Козырь и Александр Пономарев.
Иностранный раздел будет небольшим, но с интересным ракурсом: наши там, они тут. Куратор Юлия Шишалова ответит на вопрос, как и что создают наши специалисты за рубежом, а зарубежные – у нас. Большая часть – с восьмью архитектурными и дизайнерскими школами – будет посвящена архитектурному образованию.
Хочется, конечно, поговорить и о Москве. Тем более что поводов для гордости – множество. Город очень успешно развивается. Его сложнейшая градостроительная система – транспорта, общественных пространств, зданий и сооружений, коммуникаций – совершенствуется. Когда на все это накладывается цифровая шапка, все становится удобно и легко. В этот раз на открытый диалог (это аналог пленарной сессии) мы ждем руководителя столичного стройкомплекса Андрея Бочкарёва. Регионом, который будет фигурировать в нашей деловой программе в качестве почетного качестве гостя, станет Астраханская область. Ранее в этой роли выступали Татарстан и Калуга.
В качестве организатора ряда специальных проектов и мероприятий, посвященных градостроительной политике города Москвы, выступит Региональный общественный фонд поддержки художественных проектов. 

   Как вы воспринимаете в качестве новой площадки Гостиный Двор?
– Здесь мы впервые. Один раз проводили выставку в Манеже, до этого площадкой был ЦДХ. Перемещение в Гостиный Двор (мы провели здесь Антикварный салон и книжную ярмарку non/fictio№) вcе единодушно восприняли положительно. Воздух, историческая среда, архитектура Бове, Кваренги, атриум, единство пространства – для экспозиции все это ценно.

Длительное ограничение в связи с пандемией сработает на АРХ Москву в плюс?
– Мне кажется, да. Все мы настолько погрузились в форматы онлайн, зуммы, вебинары и пр., что теперь абсолютно понятно, как важно живое общение, какая это роскошь. Ценность вот таких выставочных проектов станет еще более очевидной. 

Теги: #