Создавая новое качество жизни
Москва – это современные жилые дома, уютные парки, доступные социальные объекты, разветвленная сеть дорог и общественного транспорта, торговля и бытовые услуги в шаговой доступности. Приведение давно сложившейся городской среды к требованиям нашего века неизбежно приводит урбанистов к известной доле компромиссов. И только за счет новых территорий город быстро приобретает уникальные кварталы с принципиально новой городской средой. О своем подходе к возведению жилья, социальной инфраструктуры и общественных пространств рассказал генеральный директор крупнейшего девелопера и землевладельца в ТиНАО – Группы компаний «А101» Игнатий Данилиди.
Группа компаний «А101», входящая в состав промышленно-финансовой группы «Самфар», уже построила на территории новых округов Москвы более 1,1 млн кв. метров жилой и коммерческой недвижимости, а также 56 тыс. кв. метров школ, детских садов и других социальных объектов. Общий объем текущего строительства ГК «А101» составляет порядка 900 тыс. кв. метров. «Мы хотим, чтобы ТиНАО стал территорией, учитывающей все аспекты жизни современного человека, включая потребность в самореализации, образовании, качественном и разнообразном досуге. Но для этого нужен базис, мало какой бизнес живет вдали от людей. Поэтому сегодня фокус – на сбалансированной городской среде, то есть возведении жилья, социальных объектов, городских общественных пространств и рекреационных зон. И здесь нужно учитывать, что городская среда становится по-настоящему «живой», когда в рамках проектирования, строительства, партнерских проектов проявляется нестандартный подход», – рассказывает Игнатий Данилиди.
Поскольку все проекты ГК «А101» сосредоточены на территории Новой Москвы, речь идет о формировании новой городской ткани фактически с нуля. «Новые районы строятся с прицелом на появление коммерческой инфраструктуры, она закладывается еще на стадии проектирования. В результате количество и качество помещений уличной торговли в Новой Москве зачастую выше, чем на центральных столичных улицах, что позволяет привлекать на территорию необычные объекты и специфические сервисы. Это не продуктовый магазин, который всем нужен и в который все равно ходишь каждый день, поэтому на прибыльность они выходят небыстро. Но именно такие объекты развивают городскую среду, и мы по-своему готовы этому содействовать», – объясняет Игнатий Данилиди. Для этого в ЖК «Испанские кварталы» ГК «А101» создает BUENA VIDA – 19 помещений общей площадью 2 тыс. кв. метров на первых этажах будут на индивидуальных условиях отданы в аренду под спортивные и образовательные центры для детей и взрослых, коворкинги, антикафе, тематические клубы и другие объекты категории wellness и edutainment. Пешеходная улица, которую займет BUENA VIDA, расположена в центральной части района.
Другой пример – построенный на территории ЖК «Испанские кварталы» супермаркет готовой еды «Горка», открытие которого намечено на текущую осень. «Он совместит в себе классический магазин товаров повседневного спроса и гастрономическую ярмарку. Покупателям предложат широкий выбор экологически чистых продуктов от региональных производителей, в том числе фермерских хозяйств. Это будет первый в Москве объект street-retail подобного формата.
Рабочие места лучше создавать с партнерами, которые понимают и «чувствуют» территорию. И конечно, использовать ее человеческий потенциал.
«В состав жилого комплекса «Москва А101» в Коммунарке вошла клиника семейной медицины сети IMMA, которая может принять до 300 пациентов за смену. С ее открытием Коммунарка получила 170 новых рабочих мест. Здесь работают в общей сложности 100 врачей различной специализации, а также 70 медицинских сестер и иной вспомогательный персонал. При этом порядка 50% медицинского и 60% вспомогательного персонала – это специалисты, проживающие на территории Новой Москвы. Так, высокопрофессиональные специалисты смогли получить работу в непосредственной близости к дому.
Другой пример. В ТиНАО есть все условия для строительства эффективных и качественных торговых объектов DIY-сегмента (товары для дома и ремонта). Однако сегодня люди бережно относятся к своему времени. Поездка на полдня в DIY-гипермаркет уже мало кому кажется заманчивой идеей – масштабы магазина «съедают» личное время. Поэтому все актуальнее становится запрос на появление DIY-магазинов на первых этажах жилых домов или в формате небольших отдельно стоящих объектов», – рассказывает Игнатий Данилиди.
Сегодня актуальная задача в рамках города – не «приземлять» бесконечное количество торговых центров, а «видеть и слышать» желания горожан. Поэтому ГК «А101» начала разработку проектов объектов торговли в формате комьюнити-центров. «Основная идея заключается в том, чтобы наполнить теряющий актуальность классический формат торгово-развлекательных центров новыми смыслами и технологиями, которые помогут создать принципиально иной характер коммуникации между владельцем ТРЦ, арендаторами и посетителями», – пояснил Игнатий Данилиди.
На городскую среду особое влияние оказывает возможность получения качественного образования. Этот фактор все сильнее привлекает и удерживает людей на территории.
И это понимание стало отправной точкой для появления концепции образовательной среды ГК «А101», которая включает в себя создание дошкольных и школьных пространств, соразмерных потребностям ребенка, расширение педагогических сценариев благодаря функциональному «перемешиванию» зон внутри зданий и внешних территорий детских учреждений, внедрение образовательной функции в интерьеры. «В школах ГК «А101» пространство используется максимально эффективно. К примеру, учебный процесс может быть организован в любом помещении в зависимости от поставленных задач. Классы и школьная мебель трансформируются, на стенах размещены магнитно-маркерные поверхности и передвижные интерактивные панели, а в коридорах установлены проектные станции. Все это позволяет использовать для творчества и учебы каждый квадратный метр здания. На выходе мы получаем не только интересный и актуальный объект образования, а вовлеченность ребенка в учебный процесс, всестороннее развитие его личности», – говорит Игнатий Данилиди.
Так родилась концепция образовательной среды ГК «А101». В принципиально новых школах и детских садах детей не просто учат разным предметам, но и готовят к самостоятельной взрослой жизни. В школах нового поколения даже планировку и архитектуру мы подчиняем единой цели – целостному и гармоничному развитию детей. Для этого каждый метр, каждый предмет внутри необходимо «напитать» образовательными функциями, обставить все таким образом, чтобы разбудить в детях жажду творчества, познания, скрытые от них самих таланты», – поясняет глава ГК «А101».
Такой подход справедлив и для дошкольных учреждений. В жилом квартале «Скандинавия» скоро откроется детский сад «Волшебная долина», в котором на образовательную функцию «работает» даже ландшафт. Здесь применена технология геопластики (искусственного формирования рельефа), способствующая активному исследованию детьми окружающего мира. Вместо привычных беседок для игр на улице в новом детском саду установлены деревянные домики в скандинавском стиле, соединенные игровыми тоннелями. Разбиты детские огороды, развивающие у детей навыки бережного отношения к природе. Еще один детский сад, «Белый кролик» на территории ЖК «Испанские кварталы», стал первым в столице ДОУ, спроектированным по принципу объединения игровых и спальных зон в рамках одного помещения с возможностью быстрой смены и расширения функционала за счет использования модульной мебели.
Кроме того, в 2020 году на территории жилого комплекса «Испанские кварталы» откроется школа на 1,3 тыс. учеников. По своей планировке, архитектурным и образовательным решениям школа будет больше похожа на современный университет с развитыми возможностями для самостоятельной и проектной работы, творчества и отдыха. Также в портфеле ГК «А101» – строительство образовательного комплекса «Сверхновая», включающего в себя школу на 550 учеников и детский сад на 150 малышей. Комплекс войдет в состав ЖК «Белые ночи».
Городская среда, которая сегодня возникает в новых округах Москвы, для жителей означает комфортную жизнь, а для девелопера – важный этап накопления ценности территории. От степени и характера этого интереса зависит, – по сути, дальнейшее развитие и создание сильной налоговой базы – более высокого класса жилья и, соответственно, иного уровня торговой и развлекательной инфраструктуры, появление нового типа рабочих мест и точек притяжения городского масштаба. Этому, уверен Игнатий Данилиди, будут посвящены следующие 7 лет в истории того, что по привычке пока еще называют Новой Москвой.