Стрит-арт выходит за рамки

Стрит-арт выходит за рамки

Стрит-арт выходит за рамки
Стрит-арт выходит за рамки
В столице закрасят «неправильные» граффити

В результате инвентаризации, к примеру, только в Центральном округе насчитали 183 настенных рисунка, из них 39 расположены на фасадах многоквартирных домов, 60 – на нежилых зданиях и 84 – на тепловых пунктах во дворах. «И по качеству исполнения, и по содержанию они абсолютно разные», – пояснили «МП» в префектуре ЦАО столицы и подтвердили, что все рисунки, не соответствующие постановлению правительства Москвы, закрасят по всему городу.

Гость из Нью-Йорка

История рисования на стенах насчитывает много веков. Такие изображения были широко распространены и в Древнем Египте, и в Риме, и в доколумбовой Америке. Хорошо сохранились и знаменитая надпись варяга, нацарапавшего свое имя (Халдван) рунами на перилах в Софийском соборе в Константинополе, и 10 граффити XI века в Новгороде. Расписаны фасады многочисленных двух- и трехэтажных бюргерских домов в Германии, успешно доживших до наших дней.

Очередной расцвет уличной живописи пришелся на 1960-е годы в Филадельфии. Этот город принято считать историческим центром современной граффити-культуры. Впрочем, спустя десятилетие волна стрит-арта переместилась в Нью-Йорк. На тот момент манера исполнения рисунков меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание, рассказывают историки граффити-культуры.

В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам галерею в Риме. Для многих райтеров (граффити-художников), работающих за пределами Нью-Йорка, это было первое знакомство с новым видом искусства. Ну а дальше граффити-бум начинает активно распространяться по Европе, Ближнему и Дальнему Востоку, Северной и Южной Африке.

В 90-е годы прошлого века граффити-вирус добирается и до России, а спустя десятилетие граффити «заболевает» чуть ли не каждый третий подросток в нашей стране.

Легальный вид искусства

В 2009 году происходит перелом в отношении московских властей к граффити-художникам. Город через «полугосударственные» структуры МОЭК и МОЭСК решает провести фестиваль «Энергия мечты». На следующий год мероприятие повторяется. За это время художники оформили 2,5 тыс. технических строений во дворах жилых домов. «В результате в городе появилось большое количество плохих работ, что сразу же бросается в глаза. Например, юбилейный «покрас» 2010 года на тему 65-летия Великой Отечественной войны почти весь считается халтурным. Хотя были, конечно, и великолепно выполненные работы. Например, потрясающий рисунок «Взятие Рейхстага» со снимка 2 мая 1945 года военного фотографа Евгения Халдея сделала команда художников Alter & Clod Pupon на Вековой улице (район Таганский)», – отмечает арт-критик Мария Кравцова.

В 2013 году правительство города Москвы признало граффити легальным видом уличного искусства. В рамках проекта «Лучший город Земли» на улицах Москвы появились красочные рисунки, некоторые из них оказались настоящими произведениями искусства. Так, граффити «Цирк» Алексея Медного вполне логично смотрится на торцевой стене дома на Трубной улице, рядом со старым цирком. Медведи, обезьяны, тигры, слоны и даже попугай – всем нашлось место на веселом панно.

Девочка с красными рыбками и огромным черным догом держит в руках лист пальмы вместо зонта. Эта работа творческого дуэта Aber & Morik расположена на торце 7-этажного дома в Астраханском переулке.

На Рождественке, на торце дома № 23/5, появилось замечательное граффити австралийского художника-монументалиста Мэги Финтана: девушка бросает в океан послание в бутылке.

В рамках дозволенного

До недавнего времени деятельность граффити-художников никак не регламентировалась. Они без проблем договаривались с управляющими компаниями и префектурами. За художественной ценностью и смысловым содержанием этих работ никто не следил. «Изображения могли быть какие угодно: граффити-искусство, граффити-агитация или граффити-реклама – лишь бы собственнику здания за это заплатили, – рассказывает основатель творческого объединения «Атмосфера» Сабина Чагина. – Любая уличная работа, даже если она обладала какой-то художественной ценностью и была создана в рамках международного фестиваля, никому не принадлежала, а значит, и реставрировать ее было некому. Прошло три года… Кому она нужна? Собственник здания звонит нам: «У меня тут штукатурка вместе с рисунком осыпается! Что делать? Меня город сейчас штрафовать будет!» Собственнику эта работа не принадлежит, департаменту культуры тоже, нам – тем более, даже если она была создана по нашей инициативе. Нужен был закон, который бы расставил все по своим местам. Им и стало постановление правительства Москвы от 16 июля 2019 года».

Что требует закон

По документу на фасадах домов теперь запрещена не только любого рода реклама, в том числе социальная и политическая, но и изображения, содержащие сцены насилия, а также демонстрация курения или употребления наркотиков и алкоголя. Закон разрешает размещать лишь рисунки, популяризирующие выдающихся личностей, исторические события, науку, спорт и искусство.

Чтобы разместить рисунок на стене, художник должен направить его дизайн-проект в департамент ЖКХ, который затем перенаправит его на рассмотрение еще в шесть ведомств.

У художников, получивших разрешение на размещение рисунка, условия работы будут весьма жесткими. Во-первых, изображение можно нанести на срок не более пяти лет, а расходы на его реставрацию и удаление возлагаются или на художника, или на ответственную за его содержание организацию. Во-вторых, рисунок разрешается наносить только в период с апреля по ноябрь, а установленный срок проведения работ – от 7 до 28 дней (в зависимости от их масштабов). Если художник не успевает закончить работу к началу ноября, изображение закрасят.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что в бюджете столицы на 2018–2020 годы ежегодно предусмотрено более 31 млн рублей на организацию и проведение работ по удалению изображений с внешних поверхностей зданий, сооружений и восстановлению поверхностей до первоначального вида и состояния.

Также постановление поясняет, что граффити, которые не соответствуют новым правилам, должны быть удалены, а если соответствуют, инициатор нанесения или собственник здания должен подать заявку в департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства для сохранения изображения.

Но пока суд да дело, многие известные граффити в центре столицы старательные коммунальщики уже закрасили, оставив память о них лишь на фотографиях. За два с небольшим месяца со стен города исчезло более 100 рисунков, несоответствующих правилам. Нет уже ярких цирковых животных на фасаде дома на Трубной улице, поскольку рядом с лапой слона разместили название одной крупной компании недвижимости, отчего все произведение «пошло под кисть». Нет и веселой девочки с догом в Астраханском переулке, поскольку на картине пристроила свой логотип одна из ведущих строительных фирм столицы.   Исчезла и девушка на Рождественке. В этом году на улице началось комплексное благоустройство и реставрация фасадов части зданий, поэтому ее просто закрасили.

Еще одно известное граффити на улице Гиляровского (д. 10, стр. 3), созданное художником Nootk и просуществовавшее семь лет, закрасили по предписанию Мосжилинспекции как «неузаконенное» в соответствии с новыми правилами.

Но почему убрали некоторые портреты известных людей, которые под запрет не подпадают и к тому же великолепно выполнены? Например, образ театрального режиссера Константина Станиславского, появившийся в 2014 году у метро «Бауманская» в рамках проекта «Наследие». Москвичей такое рвение коммунальщиков удалять любые «подозрительные» граффити расстроило. В соцсетях появились такие, например, комментарии. «Мазня на стенах зачастую была страшной, поэтому правильно сделали, что эти картины начали замазывать. Впрочем, все подряд не надо, есть среди них и достойные, например, режиссер Станиславский на Бауманке», – пишет ZSidor.

Руководитель департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы Иван Шубин, в свою очередь, пообещал, что несколько закрашенных авторских граффити на фасадах домов в Москве могут вернуться на свои места.

Ликвидированы многие рисунки, которые содержали рекламу или были неприемлемы для города, или не соответствовали новым правилам. Часть из них была закрашена в рамках ремонтных работ. «Мы не возражаем против красивых изображений, которые обладают художественной ценностью. Поэтому есть большая вероятность, что некоторые из них будут восстановлены», – сказал Шубин и пояснил, что речь, в частности, идет о таких граффити, как абстрактный пейзаж на улице Гиляровского или портрет Станиславского на Бауманской. «На стене уже штукатурка отходила, это просто некрасиво. Любители граффити обратили внимание именно на этот фасад, потому что на нем был портрет известного режиссера, но не обратили внимание на разрушавшийся фасад соседнего дома с осыпавшейся штукатуркой. Его отремонтировали. Под портретом Станиславского штукатурка в таком же плохом состоянии, и ее тоже надо обновлять», – сказал он.

При этом для возвращения удаленных авторских граффити на стены в соответствии с новыми правилами их нужно будет согласовать с художественным советом. Также необходимо, чтобы по истечении определенного срока, когда граффити начнут разрушаться, нашлось лицо или организация, которая бы занялась их восстановлением.

Впрочем, и сами известные художники стрит-арта не против наведения порядка. «Закон поможет улучшить облик города. Регламент на подобные виды работ требуется с 2014 года, когда граффити-рисунки стали массово появляться в столице. Многие увидели, что эта деятельность практически не регулировалась, поэтому в Москве за короткое время возникло множество безвкусно оформленных фасадов.

В центре города сформирована навигация и созданы привлекательные туристические маршруты. Их можно было бы курировать вместе с художественным сообществом и создавать на стенах стоящих на маршрутах зданий действительно сильные авторские работы, которые помогли бы расширить границы понимания искусства уличной волны», – отмечает в соцсетях популярный художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков). «Вероятность того, что вместе с рекламой начнут закрашивать и авторские работы, конечно же, есть. Но в столице их и прежде замазывали. Имеет смысл закрасить всю рекламу и проводить в городе новые фестивали, но уже с авторскими работами, как это было в 2013–2015 годах», – рекомендует Слава ПТРК (член Союза художников России Станислав Комиссаров).

Теги: #