Строили, строим и будем строить

Строили, строим и будем строить

Строили, строим и будем строить
Строили, строим и будем строить
В условиях новых экономических реалий на фоне санкций одной из актуальных задач, поставленных правительством Москвы, является импортозамещение практически во всех отраслях. В том числе и в строительстве, обеспечивающем 19% городского валового регионального продукта.

ТОВАРНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТРАСЛИ
Несмотря на непростую обстановку последних месяцев, московские строители не только не снижают темпов работ, а наращивают их. Задачу ускорить реализацию важнейших для столицы проектов поставил мэр Москвы Сергей Собянин. Это касается досрочного завершения строительства Большой кольцевой линии метро и ряда дорожных объектов, возведения жилых домов по программе реновации, и не только. Все возможности для этого есть. Отрасль полностью обеспечена стройматериалами, оборудованием, комплектующими. Причем подавляющее большинство из них российского производства. Да, на сегодняшний день стройка – одна из самых «домашних» отраслей экономики: более 95% всего, что требуется для ее нужд, производится в нашей стране. Кирпич и бетон, газобетон и арматура, металл и фанера, песок и цемент, пластик, кровля, окна, двери – все отечественное. А российские отделочные материалы, плитка, керамогранит успешно конкурируют с турецкими и даже с итальянскими аналогами.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА
Программу импортозамещения стройкомплекс Москвы развернул давно, еще на фоне санкций 2014 года. Поэтому внешнее эмбарго на поставки продукции для стройиндустрии, введенное в этом году, больно по отрасли не ударило. Но, безусловно, город оперативно предпринял дальнейшие шаги по импортозамещению, чтобы обеспечить экономическую независимость, еще больше поддержать российских производителей, сохранить рабочие места, а значит, дать возможность строительному сектору и дальше динамично развиваться. «Стройка дает самый большой мультипликативный эффект: через производство комплектующих и стройматериалов мы сохраняем миллионы рабочих мест в Москве и по всей России, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. – Благодаря активному промышленному росту последних лет у нас есть возможность снизить зависимость от импорта».

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ
Уже сегодня потребности по части транспорта, техники и оборудования полностью обеспечивают российские и белорусские производители. Замещены отечественными аналогами монтажные и демонтажные стенды, диагностические и измерительные комплексы контроля различных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимые из стран ЕС. Поставляется для нужд стройкомплекса и отечественное вентиляционное оборудование, выпускаемое компанией «Галвент», и силовые кабели с термостойкой изоляцией, производимые компанией «Москабельмет», и многое другое. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, «город заключает длительные контракты с поставщиками сразу на большие партии продукции, что выходит дешевле, чем периодически докупать тот или иной товар».

В МЕТРО ВСЁ ПО ГРАФИКУ
Приоритетным направлением работы стройкомплекса Москвы является развитие транспортной инфраструктуры – в первую очередь, метро. Ключевая задача, поставленная Сергеем Собяниным, – закончить в этом году работы на оставшихся участках Большого кольца, чтобы подготовить его к запуску. Все тоннели там пройдены, да и сами станции сейчас уже в высокой степени готовности. Еще одна задача – не сбавлять темпов работ на радиальных линиях. Нет сомнений, что так и будет, санкции этому не помешают, ведь доля импорта в метростроении составляет всего 3% и приходится в основном на тоннелепроходческие комплексы, которые давно закупили в достаточном количестве. «По всем важным объектам строительства метро мы полностью обеспечены тоннелепроходческими щитами. Все вопросы, связанные с программным обеспечением, с запчастями, решены», – проинформировал Андрей Бочкарёв. Все остальное, что требуется при сооружении метро, – отечественное, включая чугунные тюбинги и эскалаторы. Нашлись и аналоги водонепроницаемой высокопрочной обделке для тоннелей глубокого заложения, сооружаемых зарубежными щитами, ранее закупавшейся в Германии и Канаде. Теперь ее изготавливает НИЦ «Тоннели и метрополитены» АО «ЦНИИС». На отечественные материалы ориентируются и при разработке архитектурных решений и вариантов отделки станций. Внедряет стройкомплекс Москвы и российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных. Среди используемых инструментов – nanoCAD, Renga, CADLib, Pilot-IC.

ДОЛЯ ИМПОРТА НЕЗНАЧИТЕЛЬНА
Если говорить об импортной составляющей в целом по отрасли, ее доля не превышает 5%. В большей степени зависимость наблюдается в сегменте инженерного и технологического оснащения. Системы микроэлектроники и автоматизации пока не являются сильной стороной российской промышленности, в настоящее время стройкомплекс Москвы переориентируется на альтернативных поставщиков из азиатских стран. «Перестраиваем логистические цепочки, меняем технические решения и, конечно же, будем стимулировать создание таких разработок в России», – пояснил Андрей Бочкарёв.

Теги: #