Связующие рельсы Москвы

Связующие рельсы Москвы

Связующие рельсы Москвы
Связующие рельсы Москвы
21 ноября 2019 года в транспортной системе Московской агломерации произошло глобальное событие: открытие движения по первым двум Московским центральным диаметрам, связавшим десятки столичных районов, где нет метро, и ближайшие пригороды. МЦД-1 и МЦД-2, соединившие Одинцово с Лобней и Нахабино с Подольском, стали аналогом наземного метро, которое получили в пешеходной доступности 4 млн москвичей и жителей Подмосковья. За два года по МЦД пассажиры совершили уже более 250 млн поездок.

Знаковый проект по строительству Белорусско-Савеловского (МЦД-1) и Курско-Рижского (МЦД-2) диаметров, реализованный силами правительства Москвы, и в первую очередь столичного стройкомплекса, совместно с ОАО «РЖД» и Минтрансом РФ, осуществили в рекордно короткие сроки: за два года. В целом же значение проекта МЦД для Москвы можно сравнить разве что со строительством первых линий метро в далеком 1935 году, когда в развитии городского транспорта произошла настоящая революция. Не случайно мэр Москвы Сергей Собянин назвал проект МЦД прорывом в развитии транспортной системы мегаполиса, имеющим глобальное значение не только для столицы, но и для всей агломерации. Плюсы диаметральных маршрутов очевидны: во-первых, развивается хордовое сообщение между точками дислокации, минуя центр, во-вторых – улучшается не только транспортное сообщение, но и инфраструктура прилегающих территорий, которые становятся привлекательными для инвесторов, вкладывающих деньги в их развитие и создание там рабочих мест. Наконец, в-третьих, что крайне важно для огромного мегаполиса, – снижается нагрузка на метрополитен и столичные трассы. Взяв на вооружение опыт других мегаполисов мира по интеграции железнодорожных путей в черте города в единую транспортную систему, московские власти реанимировали столичную рельсовую «паутину», ранее использовавшуюся по назначению разве что для редких перевозок грузов. Первой победой стала модернизация кольцевой железной дороги, которую интегрировали с метро: по Московскому центральному кольцу, как теперь называется бывший «ржавый пояс» столицы, поезда бегают вот уже пять с лишним лет, и пассажиропоток только растет. Успех этого проекта подстегнул городские власти к тому, чтобы интегрировать в единую транспортную систему города и радиальные железнодорожные ветки.

Насыпи, сети, мосты…
Серьезная задача по реконструкции и строительству новых платформ на железнодорожных ветках, их интеграции с метро, МЦК, друг с другом в зонах пересечений и с наземным транспортом легла на плечи столичных строителей. В их обязанности входит и реконструкция существующих станций, и укладка дополнительных путей, и обустройство насыпей, и сооружение комфортных павильонов, и прокладка инженерных сетей, и строительство и реконструкция путепроводов, пешеходных переходов, и увязка остановочных пунктов с другими видами транспорта. Работа непростая, особенно если учесть, что ведется она в плотно застроенном мегаполисе, без перерыва движения электричек по существующим радиальным веткам. «Гигантский по масштабам проект, – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин, – сложнейшие стройки дополнительных путей, эстакад, путепроводов и подъездов… благоустройство прилегающей территории». От строителей потребовались высокий профессионализм и опыт, умение грамотно применять новейшие технологии, в том числе на самых сложных участках, выполнять поставленные задачи в любой обстановке (в том числе и в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса), при любых погодных условиях. И им это удается. Созданной инфраструктурой сегодня ежедневно пользуются сотни тысяч пассажиров, совершая удобные пересадки в комфортных условиях и экономя время в поездках.

Быстро, удобно, с комфортом
Вот уже два года по МЦД-1 и МЦД-2 пассажиры пересекают столицу без пересадок вдвое быстрее, чем раньше: перевод электричек в режим работы МЦК с фиксированным интервалом движения 5–10 минут фактически превратил диаметры в аналог наземного метро. Так, расстояние в 52 км от Лобни до Одинцово преодолевается по МЦД-1 всего за 80 минут, а время поездки по 80-километровому маршруту МЦД-2 от Нахабино до Подольска составляет 116 минут. Быстрее можно добраться и до любой нужной точки в границах Москвы, ведь благодаря интеграции МЦД с метро и МЦК многие перестроили свои маршруты: выходят не на первой по маршруту ближайшей платформе, где рядом станция подземки, а продолжают путь по железной дороге до более удобной им станции. Это экономит время и разгружает популярные пересадочные станции метро, нагрузка на которые за два года работы диаметров снизилась на 10–12%. «Диаметры позволяют пассажирам, не делая пересадок на центральных вокзалах, быстро и комфортно добираться до любой точки города и за его пределы, – отметил вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, – и даже с одного вокзала на другой ехать с пересадками не нужно, поскольку все соединено удобной сетью маршрутов».

Время первых
Сегодня пассажиры пользуются 60 платформами МЦД. На МЦД-1 расположены 25, с девяти из которых можно пересесть на 14 станций метро, МЦК и радиальных железнодорожных направлений. Из 25 остановочных пунктов реконструировали и привели к современным стандартам девять: Рабочий поселок, Фили, Немчиновку, Одинцово, Баковку, Белорусский вокзал, Сетунь, Новодачную и Долгопрудную. А Славянский бульвар, где теперь есть пересадка на Арбатско-Покровскую линию метро, возвели с нуля. Кстати, москвичи признали ее самой красивой станцией МЦД. Оценили и купольный навес, накрывающий сразу две платформы и железнодорожные пути, создавая единое светлое пространство, и просторные вестибюли с турникетами, а главное – теплый подземный переход в метро. В будущем году на Белорусско-Савеловском направлении откроют еще три платформы: новую Петровско-Разумовскую и обновленные Тимирязевскую и Окружную, которые интегрируют с метро. В 2023–2024 годах планируется строительство станций Илимская и Дмитровская, с которой тоже можно будет спуститься в подземку. Таким образом, через три года количество пересадок с МЦД-1 на другие виды рельсового транспорта вырастет до 23.
На МЦД-2 сегодня к услугам пассажиров 35 станций, пять из которых открылось за последние два года (Остафьево, Курьяново, Щукинская, Волоколамская и Пенягино) и три (Опалиха, Нахабино и Подольск) были реконструированы. С 12 станций диаметра доступны 17 пересадок на другие виды транспорта. До 2024 года здесь построят еще две новые платформы: Печатники и Марьину Рощу. Рассматривают и возможность строительства новой станции Котляково. Общее количество пересадок с МЦД-2 увеличится с 17 до 29.

От полустанков – к мини-вокзалам
Неприглядных полустанков с обветшавшими вокзальными зданиями, доставшихся столице в наследство с советских и более ранних времен, сегодня на железных дорогах уже не увидишь. Всего за два года они преобразились до неузнаваемости. Благодаря усилиям столичных строителей, архитекторов, проектировщиков, инженеров современные платформы теперь выглядят как мини-вокзалы: с оборудованными многоуровневыми безопасными переходами через пути, лифтами, эскалаторами, кассовыми
и турникетными залами, навесами во всю длину платформы, защищающими от осадков и ветра. Есть и отапливаемые зоны, и освещенные проходы к остановкам наземного транспорта. Буквально недавно один из таких мини-вокзалов открыли на месте реконструированной станции Кокошкино будущего МЦД-4. На двух береговых платформах c навесами установили стойки SOS, скамейки и автоматы по продаже билетов. Современный пассажирский терминал с кассами, турникетами, туалетами оборудован в подземном уровне и имеет выходы на обе стороны железной дороги. Для прохода к поездам можно воспользоваться эскалаторами и пассажирскими лифтами. А для обогрева вокзал оснастили тепловыми завесами и инфракрасными обогревателями.

Комсомольская объединяет линии
Работы по развитию железнодорожной инфраструктуры Московской агломерации – и в первую очередь мегапроекта МЦД – продолжаются. В стадии строительства два будущих диаметра: Ленинградско-Казанский МЦД-3 (Зеленоград – Раменское)
и Киевско-Горьковский МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный). На МЦД-3 уже готова новая платформа Ховрино, с которой будет пересадка на зеленую ветку метро и выход к международному автовокзалу. Строится и путепроводная развязка на станции Крюково, открыть которую планируют в будущем году. Самые сложные работы ведутся в центре города в районе Комсомольской площади, где объединят линии Казанского и Ленинградского направлений, а у Каланчевки сойдутся пути МЦД-2 и МЦД-4. Будет реконструирован железнодорожный тоннель на станции Москва-Пассажирская-Казанская, на Митьковской соединительной ветви построят дополнительные пути, для пропуска поездов на Ленинградское направление появится новый двухпутный путепровод через семь главных путей Ярославского и Ленинградского направлений и один однопутный через Русаковскую улицу. Маршрут МЦД-3 пройдет в обход двух вокзалов, что снизит нагрузку на станцию метро «Комсомольская». На МЦД-3 будет более 40 станций, 14 из которых – пересадочные на метро, МЦК и другой транспорт. А строящаяся станция у платформы Каланчевская, которая объединит МЦД-2 с МЦД-4, станет еще одним столичным вокзалом.

Самый длинный маршрут
Самым протяженным диаметром (86 км) станет Киевско-Горьковский (МЦД-4), который соединит Апрелевку с Железнодорожным. На нем будет 38 станций, включая 18 пересадочных. «В прошлом году были завершены реконструкция и строительство четырех остановочных пунктов, в этом введены три станции, а до конца 2024-го планируется построить и реконструировать еще 14», – проинформировал руководитель столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. В 2020-м открылись новая платформа Санино и обновленные Победа, Мичуринец и Крекшино. В 2021-м реконструированы Апрелевка, Внуково и Кокошкино, а до конца года обещают закончить реконструкцию Матвеевской и достроить две новые – Минскую и Аминьевскую. Второе рождение получит и станция Толстопальцево. В течение трех лет реконструируют еще четыре платформы: Мещерскую, Лесной городок, Переделкино и Очаково. В будущем году строители планируют завершить прокладку третьего и четвертого главных путей с реконструкцией пассажирской инфраструктуры между Киевским вокзалом и Апрелевкой и достроить соединительную ветвь Киевского и Смоленского направлений с тремя новыми станциями. На 2023 год намечено строительство двух дополнительных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Каланчевская, а на 2024-й на участке Москва-Каланчевская – Марьина Роща.
«Запустить МЦД-3 планируется в начале 2023 года, а МЦД-4 – в третьем квартале 2023 года», – обозначил сроки открытия движения по диаметрам вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв. По МЦД-5 пока прорабатывают проектные решения. По словам заммэра, «после запуска всех диаметров железнодорожная сеть как пассажирский городской транспорт будет ежегодно перевозить свыше 700 млн человек – словом, колоссальный проект». И все его плюсы за два года работы первых маршрутов пассажирам уже очевидны. ®

Теги: #