«Центропечать» пойдет с молотка

«Центропечать» пойдет с молотка

«Центропечать» пойдет с молотка
«Центропечать» пойдет с молотка //google.ru//
Исторические площади здания на Тверской выставлены на торги за 15,3 млн рублей

Есть в Москве Есть в Москве такие объекты: за долгие годы существования в них «отметились» несколько эпох и, как следствие, архитектурных стилей.  Дом на Тверской, 12, строение 2, — яркий тому пример. Этим летом объект культурного наследия федерального значения по указанному адресу оказался в центре внимания: департамент города Москвы по конкурентной политике объявил о продаже семи нежилых помещений общей площадью 162,2 кв. метра, расположенных на пятом этаже здания.

Открытый конкурс пройдет уже в середине сентября, а за неделю до него начнется сбор предложений от компаний, которые намерены побороться за исторические площади. Стартовая цена на них установлена на отметке 15,3 млн рублей, заявки от соискателей будут подаваться в запечатанных конвертах. Победитель торгов, прокомментировал руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, должен выполнить обязательные условия сделки — провести реставрационные работы и приспособить помещения под современное использование. Причем срок ограничен пятью годами.

Здание на Тверской, получившее позже название «Дом Центропечати», в период своего основания задумывалось совсем не как деловое. В XVIII в. здесь находилось владение военного генерал-губернатора Москвы графа П.С. Салтыкова. Его усадьба занимала внушительную территорию и простиралась до Большой Дмитровки. Историки даже называют главный дом усадьбы дворцом. Дворец Салтыкова пережил множество реконструкций, но по прихоти обстоятельств всегда находился в центре внимания. 

В 1830-1860-х годах в здании располагалась знаменитая гостиница Шевалдышева — одна из лучших в городе и даже России. История не сохранила почти никаких сведений о ее владельце — господине Шевалдышеве, но зафиксировала множество хвалебных отзывов о его заведении. По уровню комфорта оно превзошло гостиницу «Лондон», которая находилась в Охотном Ряду. Именно «Лондон» долгое время считался самым роскошным и фешенебельным отелем того времени. 

«Конечно, во всей России, не исключая и роскошного Петербурга, нет таких удобных и превосходных гостиниц, какие с некоторого времени завелись у нас в Москве. Давно ли, кажется, «Лондон», известная гостиница в Охотном Ряду, казалась нам почти великолепною, а что она в сравнении с гостиницею Шевалдышева!» — писал историк Николай Загоскин.

Известно, что у Шевалдышева останавливались Лев Толстой и Федор Тютчев. Афанасий Фет в детстве гостил здесь с отцом, а позднее общался с Тютчевым. «Мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом ни касались! Каких великих поэтов ни припоминали!» — вспоминал Фет. Алексей Писемский и Николай Лесков поселили у Шевалдышева своих литературных героев. 

В 1872 году Шевалдышев надстроил двухэтажное здание еще одним этажом. А в 1933 году, уже в советское время, здание стало пятиэтажным. Автор проекта неизвестен, хотя очевидно, что был он приверженцем конструктивизма. Черты этого стиля просматриваются вполне отчетливо: объект украшен характерными легкими угловыми балконами. Налицо и излюбленный прием той эпохи — асимметрия: верхний балкон длиннее нижнего, он тянется почти вдоль всего уличного фасада. При этом первые этажи сохранили черты классики.

Реконструированный дом должен был выполнять смешанные функции. После революции здесь размещались редакции многих газет и журналов. 

Поэтому он получил название «Дом Центропечати». Здесь же размещались квартиры сотрудников редакций, а также конторы и магазины. Конструктивистской идее дома-коммуны, где люди работали, жили и решали свои бытовые проблемы, это вполне соответствовало. 

Дом примечателен и некоторыми его жильцами. В квартире № 274 с 1928 по 1934 год жил известный книгоиздатель-миллионер Иван Сытин. Сегодня в квартире расположен музей. В сохранившихся интерьерах представлены подлинные вещи, принадлежавшие Сытину. А с 1947 года в течение десяти лет, до самой смерти, по этому адресу жил русский шансонье Александр Вертинский. Вернувшись из эмиграции, он въехал в почти аварийную квартиру, но постепенно привел ее в порядок, обжил, превратил в роскошное жилище. В этот период он не только активно выступал перед публикой со своими «песнями настроения», но и снялся в пяти фильмах, включая «Анну на шее», где сыграл князя. 

Однако статус федерального объекта этому дому обеспечили не Вертинский и не Сытин, а совсем другой персонаж того времени — вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. В этом доме 25 апреля 1921 года была проведена запись некоторых его речей — «О продовольственном налоге», «О концессиях и о развитии капитализма», «О потребительской и промысловой кооперации». Теперь дом, где провозглашались идеи коммунизма и государственной монополии, выставлен на торги для передачи бизнесу. Как говорят в таких случаях, время все расставило на свои места и показало, какие экономические идеи жизнеспособны, а какие нет.