Узлы развития - Московская перспектива

Узлы развития

Узлы развития
Узлы развития
В Москве реализуется программа строительства транспортных хабов

Транспортная доступность –  главный вектор в стратегии развития Москвы и всех прогрессивных городов мира. Опыт возведения инфраструктурных объектов обсудили на прошедшей в Москве конференции  «Транспортно ориентированный девелопмент: цели, проекты, ресурсы» заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, управляющий директор компании «Мосинжинвест» Андрей Малыгин и представители девелоперских компаний.

последние годы, несмотря на рост количества автомобилей в Москве, острота транспортной проблемы в значительной мере снята. Это произошло благодаря активному дорожному строительству, открытию новых станций метрополитена и запуску пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК). Система транспорта в городе становится все сложнее и разнообразнее, появляется множество альтернативных маршрутов. Например, в 2010 году на действовавших тогда станциях метро было всего 63 пересадки, а сегодня, с учетом МЦК и радиальных линий железных дорог, пересадок уже 120. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, работа в этом направлении будет продолжена. «В частности, в ближайшие годы будут открываться маршруты Московских центральных диаметров (МЦД), и сегодня мы прорабатываем возможности интеграции остановочных платформ в существующую транспортную систему для создания новых комфортных пересадок на другие виды транспорта», – отметил Хуснуллин.

Следующий этап развития инфраструктуры – это «увязка» всего общественного транспорта в единую слаженно работающую систему, что позволит предоставить полноценную альтернативу также автомобилистам. Именно для этого в Москве и запущена программа возведения транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Эти хабы призваны связать в единую сеть метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры и радиальные направления Московской железной дороги, чтобы пассажир смог комфортно, безопасно и быстро перейти с одного вида транспорта на другой.

Управляющий директор компании «Мосинжинвест» Андрей Малыгин рассказал, что всего в Москве планируется реализовать более 100 плоскостных (в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро) и порядка 153 капитальных ТПУ. Последние предполагают возведение многофункциональных комплексов, которые обеспечат возможность пересадки с одного вида транспорта на другой по принципу «сухие ноги» – то есть пассажиру для этого не надо будет выходить на улицу. «При этом сверхзадача городской программы строительства ТПУ – не просто увязка различных видов транспорта воедино, а создание новых точек деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, чтобы можно было жить и работать в шаговой доступности от основной транспортной инфраструктуры мегаполиса», – отметил Малыгин.

Таким образом, ТПУ должны стать своеобразными локальными центрами притяжения, которые как минимум позволяют жителям совершать покупки и получать мелкие бытовые услуги по пути от метро до дома. Более того, в ТПУ создаются рабочие места, которые позволяют определенному количеству жителей работать недалеко от дома. Для градостроителей оптимальной будет ситуация, при которой человек работает в непосредственной близости от дома, а значит, ходит туда пешком и тем самым снижает нагрузку на улично-дорожную сеть и общественный транспорт. Даже если 10% населения столицы будет работать в непосредственной близости от дома, это станет прорывом в развитии Москвы.

Вместе с тем коммерческая часть ТПУ – это хороший пример взаимовыгодного сотрудничества между городом и инвесторами. Строительство таких объектов позволяет увеличить поступления в городской бюджет, чтобы в дальнейшем направить их на обеспечение жилых районов социальной, спортивной и торговой инфраструктурой. Инвесторы же получают перспективные площадки с высокой транспортной составляющей.

Сегодня городские структуры уже привлекли инвестиции в реализацию 16 коммерческих проектов в составе ТПУ; большинство из них – 13 – подготовили специалисты городского инжинирингового холдинга «Мосинжпроект». Компания готова в ближайшей перспективе предложить инвесторам еще 24 коммерческих проекта в составе различных транспортно-пересадочных узлов, таких как «Пятницкое шоссе», «Некрасовка», «Нагатинская», «Лухмановская», «Юго-Восточная», «Мневники», «Савеловская», «Мамыри», «Улица Дмитриевского», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Боровское шоссе», «Кленовый бульвар», «Молодежная», «Лермонтовский проспект», «Текстильщики», «Печатники», «Аминьевское шоссе».

Среди предлагаемых инвесторам будут как крупные транспортно-пересадочные комплексы, так и небольшие транспортные узлы районного масштаба и значения. Всего по этим проектам можно будет построить более 1 млн кв. метров недвижимости различного назначения — от спортивных центров и объектов торговли до офисов и жилья. Общая площадь жилья в этих проектах составит примерно 300 тыс. кв. метров, а площадь коммерческих объектов — 700–800 тыс. кв. метров.

Кроме того, столичные власти рассматривают возможность строительства жилых домов по программе реновации в составе транспортно-пересадочных узлов. Первый заместитель генерального директора по девелопменту компании «Мосинжпроект» Альберт Суниев рассказал, что уже в Фонд реновации под стартовые площадки переданы пять ТПУ: «Марьина Роща», «Мамыри», «Ватутинки», «Суворовская» и «Нагатинский Затон». «Всего по этим проектам предусмотрено возведение порядка 200 тыс. кв. метров жилья. При этом поиск новых площадок, в том числе и в составе ТПУ, продолжается», – отметил он.

Сегодня в Москве разрабатываются системы, которые позволяют моделировать транспортные потоки, на перспективу выявлять потребности застраиваемой территории и, соответственно, помогают избегать ошибок в градостроительстве и проектировании транспортной составляющей. При строительстве объектов метрополитена затрагиваются достаточно серьезные социальные и экономические аспекты жизнедеятельности района. Когда открывается станция метро и формируются новые маршруты, появляются новые жители. Для обслуживания этих новых потоков было принято решение о создании сети транспортно-пересадочных узлов. Для населения это комфортная пересадка, социальные услуги и досуг, которые будут организованы в месте притяжения. ТПУ – это новые точки притяжения общественно-деловой жизни. Кроме того, они влекут за собой застройку более серьезных площадок, в том числе инвестиционных, которые капитализируются за счет метро.

В то же время городским властям важно соблюдение правильного соотношения жилой и коммерческой недвижимости в каждом проекте. В составе некоторых ТПУ будет соединена жилая и инфраструктурная составляющие, но жилья при этом будет не более 20% от общей площади, остальное – коммерция для создания рабочих мест.

Всего в настоящее время в стадии проектирования и строительства уже находятся 96 транспортных хабов. Эти узлы будут иметь 89 пересечений с линиями метро, из которых 22 – на Большой кольцовой линии (БКЛ), 61 пересечение с железнодорожными станциями, в том числе с МЦК, и 12 пересечений с МЦД. «Программа строительства ТПУ из года в год будет набирать обороты и развиваться. Из бюджета в строительство транспортных составляющих этих узлов будет выделено 53 млрд рублей. При этом я хочу подчеркнуть, что каждый рубль, вложенный бюджетом в строительство таких объектов, принесет не менее 3 рублей частных инвестиций. Мы ожидаем, что проекты ТПУ принесут нам, таким образом, от 150 до 250 млрд рублей», — заявил Марат Хуснуллин.

Стоит отметить, что все ТПУ будут оборудованы по последнему слову техники. Уже сегодня прорабатывается возможность и при необходимости проектируется в составе новых узлов обустройство зарядок для электроавтобусов и электромобилей, так как этот вид транспорта активно развивается и имеет большое будущее. Такая зарядка, например, уже спроектирована в ТПУ «Савеловская».

Напомним, что в прошлом году завершились работы по возведению транспортной части пяти ТПУ: «Ховрино», «Рассказовка», «Озерная», «Окружная» и»Шелепиха». Еще
4 узла были созданы в рамках интеграции МЦК и МЖД: «Окружная», «Новохохловская», «Ленинградская» и «Карачарово». Кроме того, за прошедший год появилось 14 узлов в плоскостном исполнении.