В унисон с городом

В унисон с городом

В унисон с городом
Moscow Urban FEST обсуждает модели поведения в урбанистическом пространстве

Moscow Urban FEST – крупнейший открытый фестиваль в области урбанистики, теперь он проходит не только летом в рамках Московского урбанфорума, но и зимой. Так, на прошедшей неделе прошел фестиваль об архитектуре человеческих отношений «Ближе» в пространстве «Коллектив» – это новая форма общественного пространства: co-learning, co-working и co-creating. Находится оно в историческом здании бывшей Первой московской мужской гимназии на Волхонке. За один день можно было посетить три лекции, три мастер-класса, playback-спектакль и даже медленные свидания. Корреспондент «МП» встретилась с участниками в режиме неформального общения.

Вам интересно, что это такое – медленные свидания? Объединенные темой человеческих отношений и их трансформацией в мегаполисах, это очная или заочная форма общения, где вам и вашему собеседнику предлагается ответить на 36 вопросов, составленных психологом Артуром Ароном, после которых, как утверждают организаторы, невозможно не влюбиться друг в друга. А значит, в перерывах между лекциями и мастер-классами москвичам можно было запросто найти свою половинку или нового друга.

Но это в перерывах. А в течение основного времени участникам фестиваля предлагали подумать над тем, что город – это не только место встреч миллионов людей, он также и участник всех наших встреч. Поэтому когда мы собираемся на свидание с человеком, мы спешим и на свидание с городом.

В каждом городе для этого созданы свои условия и своя инфраструктура. Радмила Хакова посвятила 147 дней свиданиям с людьми и городами и поделилась своим опытом в разрезе городской антропологии. Проанализировав географию своих свиданий, Радмила попыталась выявить закономерности, модели поведения, культурные и бытовые привычки в разных городах.

Айрат Багаутдинов, историк архитектуры и автор проекта «Москва глазами инженера», прочел лекцию о главных проектах формирования нового человека и его связей с помощью архитектуры в Москве XX века. Именно в 1920-х годах стали появляться новые типы зданий: дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, призванные освободить строителей коммунистического будущего от ненужных забот и объединить во благо общей цели. Эпоха модернизма принесла мысль о том, что архитектура способна сильно влиять на человеческие отношения – как дружеские, так и любовные. Время показало, что идея эта была не так плоха. В частности, отреставрированный Дом Наркомфина на Новинском бульваре, который представляет собой классический пример дома-коммуны и будет заселяться через четыре месяца, а все квартиры уже проданы. Там есть квартиры площадью по 150 кв. метров, а есть и по 36 «квадратов». И один квадратный метр стоит один миллион рублей одинаково для всех. Возможно, москвичи снова вернутся к коммунам, чтобы стать ближе друг к другу?

На мастер-классе «Драматургия городских взаимодействий» работали с реальным и воображаемым пространством и разбирали сюжеты городских коммуникаций, а на «Антистресс-пении» просто испытали чувство счастья и спокойствия. На летнем фестивале в «Зарядье» коллективное песнопение провели с полутора тысячами гостей, которые пришли послушать лекцию Мазда Адли, знаменитого немецкого врача и автора книги «Стресс в большом городе». Организаторы фестиваля решили продолжить формат антистресс-пения, потому что в результате исследований выяснилось, что пение в унисон полезно для человека, так как во время исполнения увеличивается уровень окситоцина, вырабатываются эндорфин и иммуноглобулин.

Был еще мастер-класс «Танец моего города», на котором все убедились, что связь с городом и другими людьми невозможна без связи с самим собой и своим телом, что архитектура города влияет на нас, и архитектура внутри у каждого своя, что через движение и танец можно строить свои улицы и дома, танцевать с геометрией, ритмами и красками города, в котором мы живем.

Завершился фестиваль «Ближе» очень необычной театральной постановкой Playback театра. Актеры в нем не играют, пока зрители не расскажут истории о себе. Это театр импровизаций, где зрительская история и спонтанная игра актеров могут произойти только здесь и сейчас. И никто не знает наперед, что из этого получится – драма или комедия. Несомненно одно – основную роль здесь будут играть человеческие чувства и эмоции.

Теги: #