«Все, что мы сегодня строим, будет служить москвичам десятилетиями»

«Все, что мы сегодня строим, будет служить москвичам десятилетиями»

«Все, что мы сегодня строим, будет служить москвичам десятилетиями»
«Все, что мы сегодня строим, будет служить москвичам десятилетиями»
Поддержание высоких темпов реализации ключевых градостроительных проектов – залог успешного развития всего мегаполиса. Несмотря на опасения, связанные с прошлогодними трудностями, вызванными пандемией, московский стройкомплекс быстро оправился от потрясений, и сегодня темпы работ на важнейших стройках не только не упали, а набирают обороты. Каково состояние дел в отрасли сегодня, хватает ли Москве специалистов для реализации городских проектов, какие объекты москвичи получат уже в этом году? На эти вопросы в интервью корреспонденту «МП» Марине Россинской ответил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв

Андрей Юрьевич, как вы оцениваете ситуацию в отрасли на сегодняшний день? В частности, в таком важном секторе, как строительство недвижимости?
– Отрасль продолжает динамично развиваться, демонстрируя высокие темпы и объемы строительства. Причем сейчас мы уже фактически вернулись к «доковидным» показателям. По итогам первых четырех месяцев года сдано 3,6 млн кв. метров недвижимости, что сопоставимо с объемами аналогичного периода прошлого года. При этом 3,1 млн «квадратов» возведены силами инвесторов – 85% от общего объема. Так что инвестиционная привлекательность Москвы по-прежнему высока, и это не может не радовать. Из общего объема введенной недвижимости 1,7 млн «квадратов» пришлось на жилье – более 40% от годового плана. Активно строится и социальная инфраструктура: с января введено 17 объектов – семь детских садов, три школы, один объект медицины, пять спортивных сооружений и один объект культуры. Хорошие показатели и в секторе коммерческой недвижимости, что очень важно для города, ведь в основе нашей градостроительной политики лежит принцип комплексного освоения территорий для создания рабочих мест в шаговой доступности. С января по апрель в столице сдали в эксплуатацию 29 крупных объектов площадью почти миллион «квадратов», включая пять промышленно-производственных, шесть административно-деловых, четыре складских объекта, а также гостиницы и объекты торговли. Словом, ситуация в отрасли рабочая, и динамика показывает, что плановых показателей 2021 года – ввода не менее 8,5 млн «квадратов» недвижимости, включая около 4 млн кв. метров жилья, – обязательно достигнем.

Хватает ли Москве строителей и других специалистов для реализации важнейших для города проектов?
– Известно, что в прошлом году в силу объективных причин, вызванных пандемией и закрытием границ, мы столкнулись с дефицитом кадров из-за оттока рабочих из стран СНГ и ближнего зарубежья. Сегодня на городских стройках трудится примерно 55 тыс. человек; а по нашим расчетам, для реализации проектов, включенных в АИП, необходимо еще около 20 тыс. Еще шире потребности программы реновации, ведь мы планируем в этом году выйти на показатель ввода порядка одного миллиона «квадратов» жилья. Чтобы выполнить задачу, нужно мобилизовать на стройки еще несколько тысяч специалистов. Над этим сейчас работаем. К счастью, в последние месяцы наметилась тенденция по заполнению вакансий, и количество строителей уже растет. Причем рабочие места занимают в основном жители Москвы и Подмосковья.

Кстати, о программе реновации. Как она продвигается?
– Программа набирает обороты. Уже введено 113 домов, 89 из которых передано под заселение. В процессе переезда в новые квартиры сейчас находится 38 тыс. человек из 256 хрущевок. Из них более 30 тыс. человек справили новоселье. Кроме того, с помощью технологии «умного» сноса мы демонтировали 50 старых домов. Строится еще 174 новых дома, а 92 – проектируется. Под размещение новостроек подобрано 500 стартовых площадок, охватывающих все административные округа, что позволит начать переселение более 250 тыс. москвичей. Чтобы ускорить реализацию программы, мы продолжаем подбирать новые площадки под застройку. Главной задачей на этот год ставим проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ориентировочно 1,5 млн «квадратов» жилья, 900 тыс. из которых передадим под заселение. Всего по итогам года планируем начать процесс переселения более 30 тыс. москвичей.

Недавно власти Москвы приняли решение о дополнительном финансировании строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры. Каких конкретно?
– Мэр Москвы Сергей Собянин всегда выделял комплексное развитие транспортной сети и социальной инфраструктуры как приоритетные направления градостроительной политики. Строительство метро, дорог, железнодорожных диаметров с организацией по ним скоростного движения не только позволяет разгружать Москву, но и притягивает в город инвестиции, дает мультипликативный эффект, повышая доходы бюджета и создавая новые рабочие места. И, конечно, делает город удобным и комфортным для самих жителей. Все, что мы сегодня строим, будет служить москвичам десятилетия. Дополнительные средства пойдут на ускорение реализации ключевых проектов – метро (прежде всего БКЛ), хордовых магистралей, МЦД, что заметно приблизит сроки их ввода. Значительные средства выделяются на модернизацию инфраструктуры здравоохранения, значение которой для города трудно переоценить. Пандемия показала, что нам необходимо не просто сохранить высокие темпы сооружения поликлиник и больниц, но и наращивать их, чтобы в будущем быть готовыми к любым вызовам.

На какие именно медицинские объекты пойдут дополнительные средства?

– В первую очередь на строительство 17 новых поликлиник в шаговой доступности от жилья, которые будут отвечать всем современным требованиям, где люди получат возможность проходить необходимые медицинские обследования и посещать врачей самых востребованных специальностей. Будут модернизированы и существующие поликлиники. Ускорятся работы по строительству и реконструкции больничных корпусов и других объектов. Так, в этом году планируем ввести вторую очередь многопрофильной больницы в Коммунарке, активизируем строительство сооружений на территории Детской больницы имени святого Владимира, Центра имени Логинова, Инфекционной больницы № 1 на Волоколамском шоссе, продолжим возводить корпуса в медицинском кластере «Сколково».

Первого апреля на БКЛ открылись две новые станции – «Мнёвники» и «Народное Ополчение». Какие еще готовятся к вводу в этом году и какова общая готовность кольца?
– На реализацию самого масштабного в истории московского метро проекта брошены сейчас все силы. Мэр поручил завершить строительство БКЛ досрочно, уже в следующем году, и дополнительное финансирование поможет решить эту задачу. До конца года планируем ввести еще семь новых станций и закончить реконструкцию отрезка от «Каширской» до «Каховской». На данный момент общая готовность кольца оценивается на уровне 74%, пройдено 95% тоннелей, осталось пройти порядка 5 километров. Еще семь станций достроим и введем в будущем году.

Помимо БКЛ продлеваются и существующие радиальные линии в районы, где пока нет метро, строятся новые ветки. На каких участках идут работы?
– Разумеется, масштабная стройка идет на только на БКЛ, но и на радиальных линиях: Люблинско-Дмитровская ветка продлевается до поселка Северный, Сокольническая – до станции «Новомосковская», строится 5,2-километровый участок Солнцевского радиуса от «Рассказовки» до аэропорта «Внуково», возводится первый участок новой Троицкой линии – от БКЛ до Коммунарки, приступили и к сооружению Рублево-Архангельской ветки. Напомню, что мэром поставлена задача к 2025 году обеспечить подземкой в шаговой доступности 90% москвичей. Поэтому метростроители трудятся круглосуточно, в несколько смен. Спроектирована Бирюлевская линия, работы по которой тоже скоро начнем. Недавно мэр утвердил и проект продления восточного радиуса Арбатско-Покровской линии в Гольяново, где построим одноименную конечную станцию.

Наряду с метро в столице активно строятся и дороги. Какие проекты сейчас в приоритете?
– По темпам и объемам дорожного строительства Москва по-прежнему в числе мировых лидеров наряду с Пекином и Нью-Йорком. И этих позиций мы не сдаем. Чем быстрее модернизируем улично-дорожную сеть, создадим удобную логистику движения в огромном мегаполисе, тем быстрее разгрузим мегаполис, улучшим экологию. В приоритете – активизация работ по созданию системы хордовых магистралей из трех хорд и рокады. Северо-Западную хорду мы запустили еще в 2019-м, на 80% готова Северо-Восточная, более чем наполовину построена Южная рокада, а готовность Юго-Восточной хорды превышает 40%. Дополнительные деньги из бюджета, предусмотренные на реализацию проекта, позволят завершить его почти на год раньше срока.

Поделитесь планами на этот год по вводу детских садов и школ. Участвуют ли в их строительстве инвесторы?
– Темпы ввода объектов образования, которые в последние десять лет в Москве очень высокие, не снижаются и сегодня. Это касается и городских строек, и инвесторских. В плане ввода на 2021 год 54 объекта: 22 детских сада и 32 школы. Из них десять сооружений, рассчитанных на 2190 мест, уже сданы в эксплуатацию. Два объекта – блок начальных классов к школе № 2109 в Южном Бутове на улице Брусилова, рассчитанный на 300 мест с возможностью трансформации в дошкольное отделение на аналогичное количество мест, и детский сад на 120 мест в Щербинке на Индустриальной улице – построены на бюджетные деньги. Остальные же восемь проектов – шесть детских садов на 1070 мест и две школы, каждая из которых рассчитана на 700 учащихся, – реализованы за счет внебюджетных источников финансирования. Так что, как видим, инвесторы продолжают участвовать в создании комфортной и удобной социальной инфраструктуры в шаговой доступности, что для города огромный плюс. Фактически до 40% садиков и школ строятся на деньги девелоперов, которым выгодно реализовывать такие проекты, ведь если рядом с жильем есть и садик, и школа, оно более привлекательно и его быстрее купят. Только до конца года инвесторы планируют ввести еще 18 объектов образования.

В последние годы Москва сделала огромный рывок и в развитии спортивной инфраструктуры. Какие новые сооружения появятся в столице в этом году?
– С 2011 года в Москве построено порядка 140 крупных спортивных сооружений, и наш город превратился в одну из спортивных столиц мира, чему способствовало как создание инфраструктуры для спорта высших достижений, так и строительство объектов массового спорта в шаговой доступности. За 10 лет количество горожан, занимающихся физкультурой и спортом, выросло более чем в 2,5 раза. Продолжаем развивать качественную и доступную спортивную инфраструктуру и сегодня. С начала года введено шесть сооружений, три из которых построены инвесторами. Всего по итогам года Москва получит более 20 объектов, включая два футбольных поля – в Ясеневе и Зеленограде – и пять ледовых дворцов в районах Ново-Переделкино, Покровское-Стрешнево, Солнцево, Некрасовка и Марушкинское, Центр автомобильного спорта в районе Покровское-Стрешнево, легкоатлетический манеж в Алтуфьеве, BMX-велодром в Дмитровском районе. Кроме того, на год раньше срока планируем ввести после реконструкции легендарный стадион «Москвич» в Текстильщиках, а также завершить строительство Центра самбо и Центра бокса в «Лужниках».

Москва – не только спортивная, но и культурная столица. И с каждым годом возможностей для досуга горожан и туристов появляется все больше. Какие еще объекты культуры построят в городе?
– Наша глобальная задача состоит в том, чтобы москвичи, вне зависимости от района проживания, имели комфортный доступ к необходимой инфраструктуре для жизни, работы и проведения досуга. Мы строим как новые объекты культуры, так и реконструируем существующие. До конца 2023 года планируем ввести 15 сооружений, включая четыре музея, четыре театра и пять культурных центров. Два из них в этом году уже сданы – новая сцена театра «Уголок дедушки Дурова» и обновленное здание Детского музыкального театра юного актера. Ожидается также и комплексная реконструкция здания детского музыкального театра «Домисолька». До конца года завершим реконструкцию трех объектов на территории Московского зоопарка: павильона «Ластоногие», пешеходного моста через улицу Большую Грузинскую и нового входа в зоопарк со стороны метро «Баррикадная».

Теги: #