«Выполнение обязательств – это вопрос репутации» В «РГ-Девелопмент» оценивают кризис как проверку на прочность

«Выполнение обязательств – это вопрос репутации» В «РГ-Девелопмент» оценивают кризис как проверку на прочность

«Выполнение обязательств – это вопрос репутации» В «РГ-Девелопмент» оценивают кризис как проверку на прочность
Генеральный директор компании Татьяна Тихонова прокомментировала газете ситуацию в строительной отрасли и ее ближайшие перспективы

Каким образом ваша компания вышла из ситуации, связанной с вынужденной остановкой строительства? Есть ли какие-то потери (кадровые, временные)? Как вы собираетесь наверстать упущенное?

– Так же, как и все застройщики, мы в максимально короткие сроки возобновили строительство всех своих проектов после выхода соответствующего указа мэра Москвы. Мы все ожидали такого распоряжения, поэтому смогли максимально быстро приступить к работе: был обеспечен резерв стройматериалов на складах, их бесперебойная поставка. Все меры по обеспечению эпидемической обстановки нами выполняются в полном объеме. Совместно с генподрядными организациями было принято решение о незначительном сокращении количества строителей, задействованных на работах, для соблюдения норм социальной дистанции. Мы пересмотрели график строительства для того, чтобы наверстать временный простой. Однако стоит отметить, что по всем нашим проектам работы велись с опережением утвержденных графиков, поэтому мы надеемся выдержать обещанные нашим дольщикам сроки строительства. Это вопрос репутации.
Главное, мы сохранили кадры – за все время самоизоляции ни один сотрудник компании не был уволен по сокращению штата. Ситуация в стране вынуждает нас подстраиваться под непривычные условия, внедрять новые услуги для наших клиентов, такие как, например, дистанционная покупка и бесконтактная передача квартир. Каждый кризис, и в этом мы убедились на собственном опыте, это стимул работать еще больше и креативнее.

В связи с пандемией обсуждается тема развития новых форматов сферы недвижимости. Некоторые фирмы заявляют о получении заказов на строительство бункеров и изолированных комнат с отдельными источниками энергии. А кроме этого говорят о необходимости корректировки планировки квартир, дворов, а в коммерческой недвижимости – большей перспективности, например, стрит-ритейла, чем крупных торговых центров. Как вы видите и оцениваете эту тему?

– Мы реализуем современные жилые комплексы, ориентированные в основном на людей семейных, с детьми. В наших квартирах разумные планировки, в зависимости от количества комнат несколько санузлов, кладовые, просторные светлые кухни, лоджии, на которых в случае необходимости можно и коляску с ребенком поставить. Мы принципиально не строим микроквартиры, в которых можно только переночевать. В основном в составе наших жилых комплексов есть свой детский сад, магазины и объекты социально-бытовой инфраструктуры на первых этажах, что позволяет вести достаточно обособленный образ жизни. Возможно, запрос на бункеры и различного вида изолированные убежища несколько вырос за последнее время, но все же это исключение, а не правило: реализовать такого рода пожелания клиентов можно только при индивидуальном строительстве или очень высоком классе жилья.

Очевидно, что экономические последствия пандемии скажутся на покупательской способности населения. Спрос может сократиться. Как и за счет чего девелоперам придется снижать последствия этих явлений? Есть ли надежда на социальную ипотеку, сможет ли она спасти ситуацию?

– Ситуация в Москве значительно лучше, чем во многих регионах. Поэтому приостановка работ на стройплощадках и даже временное, как мы надеемся, сокращение покупательской активности сильно не повлияет на состояние рынка. Здесь есть и отложенный спрос, и уровень доходов населения в целом высокий. Говорить о больших скидках или дисконтах застройщики просто не могут – мы ограничены как бизнес-моделями, так и условиями проектного финансирования. Конечно, сегодня как никогда важна поддержка со стороны государства всех отраслей экономики, и строительной в том числе. Однако строительство не самоцель. Важно, чтобы был спрос на построенное жилье, поэтому так ценна сейчас поддержка конечного покупателя.
Недавно были озвучены такие цифры: за первые недели работы программы льготной ипотеки по ставке 6,5 процента банками одобрено свыше 50 тысяч заявок, заключено более 10 тысяч кредитных договоров на сумму около 30 млрд рублей. За весь срок реализации программы планируется выдать около 250 тысяч ипотечных кредитов. А тот факт, что получить ипотеку по такой ставке можно до ноября текущего года, будет стимулировать людей ускорить принятие решений. Все эти цифры уже сейчас подтверждают эффективность принятых мер. Мы видим, что и эта ставка может снижаться, а это вместе с другими льготными программами по ипотеке положительно скажется на стабилизации спроса.

Как после перехода на дистанционную работу офисов вы, как руководитель, оцениваете перспективность этого формата? Есть представления, что многие компании, опробовав это, переведут часть сотрудников или даже весь штат на удаленку.

– Специфика нашего бизнеса такова, что перевести его полностью на удаленку не представляется возможным: строить дистанционно мы еще не научились. Клиенты тоже предпочитают живое общение.
Наша компания продолжает расти, недавно мы переехали в новый офис. Думаю, что в дальнейшем мы тоже сможем сделать соответствующие выводы по оптимизации рабочих процессов и арендуемых компанией площадей.

Некоторые девелоперы отмечают рост числа сделок и экспозиций квартир в формате онлайн. Актуально ли это для вас?

– За период самоизоляции у нас увеличилась доля сделок по покупке квартир, совершенных в формате онлайн. Однако мы не считаем, что после снятия всех ограничений на передвижение и возвращения к прежнему режиму работы их количество будет значительно расти. Квартиру обычно покупают на длительный период, сама покупка достаточно затратна. Ведь по статистике в Москве люди меняют место жительства (имеется в виду собственное, а не съемное жилье) 3–4 раза за всю жизнь. Конечно, если это не инвестиционные вложения, когда покупают на этапе котлована по более низкой цене и продают сразу после завершения строительства. Доля таких покупок в наших проектах невелика, наши клиенты приобретают квартиры для себя или своих родных для дальнейшего проживания, а не с целью перепродажи. У них есть потребность, как я уже сказала, в живом общении, они приезжают смотреть площадку, выбирают этаж, панораму из окон. Наш клиент в большинстве своем не готов полностью уходить в онлайн, однако он с удовольствием использует возможность минимизировать свои визиты в офис продаж и банк, поэтому мы предприняли определенные шаги по переводу части сервисов в онлайн.

Как вы оцениваете успешность ваших проектов, которые реализуются на территории бывших промзон? Есть ли у вас интерес к участкам в бывших промзонах?

– Сегодня в портфеле нашей компании пять завершенных проектов. Все они реализованы на территории бывших локальных промзон или выведенных промышленных предприятий, расположенных внутри сложившейся застройки. Наши проекты не только преобразили существующую территорию, они стали местными точками притяжения. У них красивые фасады – они визуально радуют глаз. Их территория стала проходимой, раньше эти площадки зачастую были за высокими заборами. Покупатели рублем голосуют за такие проекты – квартиры в них раскупались со значительным опережением запланированных темпов продаж.
Потенциал редевелопмента промзон высоко оценивается не только застройщиками и покупателями, но и поддерживается городскими властями. Так, в феврале текущего года правительством Москвы принято решение о подписании договора со «Стройэкспорт НП» (входит в группу «РГ-Девелопмент») о реализации проекта комплексного развития территории по инициативе правообладателя по адресу: ул. Берзарина, 32. Ведь основная цель комплексного развития территорий – превратить промзоны в комфортные для работы и жизни кластеры, где есть все: школы, поликлиники, детские сады, парки, жилой фонд, современная и экологичная промышленность. Так что в этом интересы города, девелоперов и жителей полностью сходятся.

Теги: #