«Высокая оценка москвичей – самая важная для нас»

«Высокая оценка москвичей – самая важная для нас»

«Высокая оценка москвичей – самая важная для нас»
«Высокая оценка москвичей – самая важная для нас»
За 11 лет Москва преобразилась, став одним из самых красивых, комфортных и привлекательных городов мира. Десятки станций метро, сотни километров дорог, благоустроенные общественные пространства и парки, радующие глаз кварталы комплексной застройки – эти и другие проекты, повысившие качество городской среды, реализованы силами столичного стройкомплекса, специалисты которого самоотверженно трудятся на благо Москвы и москвичей. О вкладе строителей в развитие города в беседе с корреспондентом «МП» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Андрей Юрьевич, в ноябре 2010 года вы вошли в команду мэра Москвы Сергея Собянина, девять лет возглавляли столичный департамент строительства, а в январе 2020-го сменили Марата Хуснуллина, назначенного вице-премьером РФ, на посту руководителя столичного стройкомплекса. Все ключевые градостроительные проекты рождались и воплощались при вашем непосредственном участии и кураторстве. Какие из них считаете наиболее значимыми?
– Прежде всего хочу выразить признательность мэру Москвы Сергею
Собянину, в чьей команде имею честь работать почти 11 лет, за поддержку отрасли, ведь стройка – это инструмент развития экономики Москвы. И, конечно же, поблагодарить вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, с которым мы фактически рука об руку прошли сложный, но успешный период в истории города. Среди ключевых проектов отмечу в первую очередь развитие транспортной системы, что позволило разгрузить город и экономить время москвичам в поездках; программу реновации жилья; редевелопмент промзон; комплексное освоение Новой Москвы; кардинальную модернизацию социальной инфраструктуры. Воплощаются в жизнь и другие проекты – пусть менее крупные и заметные, но тоже очень значимые для повышения качества жизни в городе.

Как стремительное развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь метро, за эти годы изменило жизнь москвичей?
– 11 лет назад мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу: каждый москвич должен иметь шаговый доступ к ключевым видам общественного транспорта, и прежде всего, к метро, которым регулярно пользуется свыше 70% горожан – больше, чем где бы то ни было в мире. За это время темпы метростроения выросли в 5,5 раза, побив все рекорды советского и пост-
советского периодов 1990–2000-х. Протяженность линий подземки выросла в 1,5 раза: с 2011 года ввели 123,3 км, 59 станций и 11 электродепо. В сеть метрополитена интегрировали МЦК – один из наших самых успешных проектов, реализованных в 2016 году, а в последние годы активно интегрируются радиальные железные дороги, где наш ключевой проект – МЦД, двумя маршрутами которых пассажиры пользуются уже два года, а еще три диаметра формируются. В результате этой гигантской работы за 11 лет скоростной рельсовый транспорт в шаговой доступности получили более 4,5 млн горожан – свыше трети населения Москвы. В каждой поездке пассажиры экономят до 30 минут. Снизилась и нагрузка на улично-дорожную сеть, поскольку у многих отпала необходимость использовать в поездках автомобиль или автобус. Строительство станций метро и железнодорожных платформ стало катализатором к развитию территорий, где они расположены: туда приходят инвесторы, возводят жилье, социнфраструктуру, создают новые рабочие места. Согласно международным исследованиям, уже сегодня Москва лидирует по плотности рельсового транспорта, опережая Берлин, Сеул, Нью-Йорк и Лондон. И эту сеть мы заставляем работать на город, на москвичей.

Какими еще линиями и станциями прирастет метро в ближайшее время?
– Самый масштабный проект метростроения сегодня – сооружение Большой кольцевой линии протяженностью 70 км с 31 станцией, 12 из которых уже принимают пассажиров. До конца года планируем закончить строительство еще 10. БКЛ охватит 34 района, на ней будет 32 пересадки на радиальные ветки подземки и железную дорогу. Шаговую доступность к станциям Большого кольца получат три миллиона москвичей. Запуск БКЛ по полному циклу позволит разгрузить пересадочные станции и внутри действующей Кольцевой линии, и саму линию на 20%. Добираться до нужных точек города пассажиры смогут как минимум на полчаса быстрее. Продолжаются и работы по продлению существующих веток – Сокольнической вглубь Новой Москвы, Люблинско-Дмитровской – до поселка Северный, Калининско-Солнцевской – до аэропорта «Внуково», Арбатско-Покровской – до Гольяново. Строим новые радиальные ветки: Троицкую, Рублево-Архангельскую, Бирюлевскую. В течение 2022–2024 годов планируем ввести еще 58,5 км линий, 25 станций и три электродепо.

Москва все эти годы активно строила и реконструировала дороги. Насколько это помогло разгрузить столицу? И какие приоритетные проекты в работе сегодня?
– Таких высоких темпов дорожного строительства, которых мы достигли за 11 лет, не было за всю историю города. По этому показателю Москва входит сегодня в тройку мировых лидеров наряду с Нью-Йорком и Пекином. С 2011 года протяженность столичных трасс выросла на 18%. Введено более тысячи километров дорог, около 300 мостов, тоннелей и эстакад, более 250 пешеходных переходов. Реконструировано 15 вылетных магистралей и 18 основных развязок на МКАД, построены сотни километров выделенных полос для общественного транспорта. В итоге пропускная способность московских дорог увеличилась на 20%. Город перестал быть мировым лидером по пробкам. Скорость движения на трассах за 11 лет выросла с 16,5 до 53 км/час. Стабильно высокие темпы строительства сохраняются и сегодня. Мы понимаем, что ежегодно количество автомобилей в Москве растет, поэтому и дальше будем разгружать столицу. Основные усилия сосредоточили на создании системы хордовых магистралей, которые позволят автомобилистам пересекать город, не сворачивая на «кольца», улучшат связность районов, снимут напряжение с основных трасс. Северо-Западная хорда готова, Северо-Восточная достраивается, строятся Южная рокада и Юго-Восточная хорда. Занимаемся и другими дорогами: идет реконструкция еще четырех развязок на МКАД, строятся дороги в ТиНАО и промзонах, мосты через Москву-реку и Яузу для улучшения связности берегов. С 2022 по 2024 год планируем ввести еще более 280 км дорог, около 90 искусственных сооружений и 50 пешеходных переходов.

Главным индикатором успешности развития экономики города является динамика строительства недвижимости. Довольны ли вы достигнутыми за 11 лет результатами?
– С 2011 года возвели 17% от существовавшего прежде объема: около 100 млн «квадратов», включая более 40 млн кв. метров жилья. Темпов мы не снизили даже в 2020 году, когда весной был введен локдаун из-за пандемии коронавируса. А в этом году по итогам трех кварталов мы уже ввели 10,2 млн кв. метров недвижимости при годовом плане 8,5 млн кв. метров, а план ввода жилья перевыполнен на 25% (за девять месяцев сдали в эксплуатацию более 5 млн «квадратов» при годовом плане 4 млн кв. метров). Это самый высокий показатель за последние 56 лет: около 5 млн «квадратов» жилья было введено в Москве в далеком 1965-м. Важным фактором является и то, что порядка 90% всего, что строится в столице, в том числе и жилье – девелоперские проекты, а значит, московский рынок недвижимости по-прежнему привлекателен.

Не могу не спросить о программе реновации, реализующейся в Москве на протяжении четырех лет. Сколько москвичей уже переехали в новые квартиры?
– Программа не имеет аналогов в мире ни по своему грандиозному масштабу, ни по социальному посылу. Под расселение попало 5175 домов – это 350 тыс. квартир, где проживает миллион москвичей. Люди переезжают в более просторные квартиры, цена которых на рынке примерно на 30% выше, чем в хрущевках, которые пойдут под снос. В кварталах есть все необходимое для полноценной жизни, работы и отдыха. При этом город гарантировал жителям сохранение привычного для них района проживания и к тому же помогает с переездом. За четыре года уже построили 155 новых домов, 126 из которых заселяются: в стадии переезда 54,8 тыс. горожан, 41,1 тыс. из них уже отметили новоселье. Возводят еще 150 новостроек, а 154 проектируют. На ближайшие три года ставим задачу увеличить темпы и объемы строительства, чтобы обеспечить новыми квартирами еще 120 тыс. участников программы.

Какие еще реализованные за 11 лет проекты преобразили Москву?
– За довольно короткий для истории города период – 11 лет – воплощено сразу несколько таких проектов. Это и грандиозный парк «Зарядье» – ландшафтное пространство в сердце Москвы с уникальными объектами: филармонией, «парящим» мостом, Ледяной пещерой, реконструированной Москворецкой набережной и отреставрированными памятниками архитектуры прилегающих улиц. Это и первый в Восточной Европе всесезонный парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме, ставший украшением города. Это спортивный кластер «Лужники» с легендарным реконструированным стадионом, который принял летом 2018 года чемпионат мира по футболу, Центром гимнастики Ирины Винер-Усмановой и Дворцом водных видов спорта. Сейчас там строится еще ряд объектов мирового уровня. Это и более 70 км обустроенных берегов Москвы-реки, свыше 450 обновленных улиц, десятки новых общественных пространств и парков. За 11 лет количество людей, гуляющих по городу пешком, выросло в три раза, проводящих свободное время в парках – более чем в восемь раз, регулярно занимающихся спортом – в 2,5 раза. Москва признана городом с самой комфортной в мире социальной инфраструктурой – в 75% районах садики, школы, поликлиники, спортивные сооружения и места досуга и отдыха находятся в пешеходной доступности. Как итог – сегодня Москва по доле довольных качеством жизни горожан входит в первую пятерку городов мира, занимая 3-е место после Нью-Йорка и Лондона. И такая высокая оценка москвичей – самая важная для нас.®

Теги: #