«Компании должны диктовать колледжам, чему учить студентов»

«Компании должны диктовать колледжам, чему учить студентов»

«Компании должны диктовать колледжам, чему учить студентов»
«Компании должны диктовать  колледжам, чему учить студентов»
Сергей Дегтярёв о ситуации на рынке труда строительных специальностей и о новых подходах в подготовке кадров

Удовлетворен ли стройкомплекс Москвы качеством подготовки строительных кадров? Сможем ли мы когда-нибудь отказаться от привозной рабочей силы? Какие московские компании не привлекают гастарбайтеров? На эти и другие вопросы обозревателя «Московской перспективы» Евгения Калинина ответил заместитель руководителя департамента градостроительной политики города Сергей Дегтярёв.

Сергей Гавриилович, есть ли какие-то новации в сфере высшего строительного образования?

– В МГСУ в этом году впервые отобраны 200 студентов дневного отделения для обучения по программе «Прикладной бакалавриат». У ребят за четыре года учебы половина времени будет отдана практике. Рассчитываем, что эти выпускники сразу получат хорошие должности в различных строительных компаниях. Выпускникам, прошедшим стандартный курс обучения, постигать практическую составляющую своей профессии придется лишь по завершении учебы.

Эта программа напоминает систему подготовки в колледжах.

– Они не всегда могут похвастать должной теоретической подготовкой учащихся. Чаще всего у них отсутствует и практическая база, которая в нынешних условиях достигается за счет тесного сотрудничества учебных заведений с работодателями. Надеюсь, что прикладной бакалавриат даст выпускникам идеальный сплав теоретических знаний и практического опыта. Кроме того, департамент градостроительной политики запускает экспериментальный проект государственно-частного партнерства (ГЧП) по подготовке кадров для строительной отрасли столицы. Теперь строительные колледжи города должны будут готовить специалистов по четко сформированному заказу строительных компаний.

Каков механизм ГЧП?

– Не все выпускники колледжей одинаково востребованы строительными компаниями. Поэтому сегодня ключевая задача – включить работодателя в процесс образования, дать ему возможность диктовать колледжам, каким специальностям обучать. А образовательное учреждение должно решить, как наиболее эффективно реализовать поставленную задачу. Государство сделало стратегический ход – оно выделяет работодателю деньги на подготовку конкретных специалистов, до 100 тыс. рублей на человека. А работодатель должен грамотно обосновать, чему его рабочих необходимо научить. Единственное требование – практика должна занимать не менее половины общего времени обучения. Теперь участники эксперимента должны обкатать данную систему.

Бетонщики, каменщики, арматурщики, плотники – самые ходовые строительные специальности, и строительные компании чаще всего испытывают нехватку рабочих именно этих профессий. Почему нельзя наладить «своевременную поставку» таких специалистов колледжами?

– Современное состояние трудовых ресурсов, к сожалению, не отвечает требованиям растущей экономики. Диспропорции на рынке труда и образовательных услуг – предвестники неустойчивости строительного комплекса, причем не только столичного. Например, есть специальности, которым не обучают в колледжах. Чтобы восполнить пробел, компании открывают свои учебные центры с краткосрочной программой.

Это единственный путь быстро освоить специальность?

– Колледж тоже может достаточно быстро обучить рабочего необходимой вам специальности. Существует, например, короткая 26-часовая программа.

Сколько зарабатывают молодые рабочие на стройках?

– Выпускники претендуют, как правило, на 40–50 тыс. рублей. Работодатель, зная, что выпускники имеют низкий уровень практических навыков, предлагает меньше – 25–35 тысяч. Он обещает поднять ставку, но прежде ребята должны проявить себя как специалисты. В принципе с предложенным вариантом молодежь соглашается.

Прежде считалось, что выпускники колледжей не идут на стройку из-за низкой зарплаты.

– Социологи опрашивали учащихся колледжей, в какую компанию они хотели бы попасть на работу. Выяснилось, что большинство предпочитает компании, где меньше мигрантов. Аргументация такова: в ходе приобретения практических навыков им придется активно общаться. Но молодого человека нельзя ограждать от проблем, создав ему тепличные условия, его рост как специалиста возможен только в коллективе.

Строительство в Москве всегда развивалось за счет привлеченных рабочих. Сначала крестьяне-отходники, потом лимитчики, теперь гастарбайтеры. Сейчас призывают вовсе отказаться от привозных кадров. На ваш взгляд, это целесообразно?

– Экономической целесообразности в полном отказе нет. Да и законодатели не преследуют подобной цели. Уместно говорить о желании сделать рынок цивилизованным благодаря привлекаемой из-за рубежа трудовой силы. В последнее время строительные компании сами заинтересованы в увеличении доли российских работников. Тенденция замены гастарбайтеров жителями Подмосковья и близлежащих к Московскому региону областей весьма актуальна. Несомненным преимуществом российских граждан является простая и привычная система их трудоустройства, в то время как оформить иностранного рабочего часто довольно сложно.

Но тем же подмосковным рабочим придется больше платить.

– Безусловно. Затрачивая немало усилий в поисках рабочих требуемой квалификации, строительные организации сталкиваются с необходимостью увеличивать рабочим-специалистам заработную плату, улучшать условия их труда. Но, официально оформляя работника, принимающая сторона должна обеспечить его необходимым соцпакетом, жильем. Это тоже расходы. На самом деле гастарбайтер не столь и дешев, если принят на работу легально.

Строительные компании считать деньги умеют. И многие из них все-таки предпочитают иностранцев. Значит, это выгоднее.

– У этой проблемы есть и другая сторона. Нелегальный рабочий из Средней Азии старается перетянуть в Москву семью, поместить в роддом беременную жену, которая будет наблюдаться в московском медучреждении, постарается получить иные преференции. Наемный рабочий вообще в нашу страну ничего не вкладывает, работая исключительно на нанимателя. И бизнесмен оградил себя от всех дополнительных расходов в части налоговых выплат государству. Спрашивается: с какой стати он так распоряжается нашими ресурсами?

В городском банке вакансий порядка 30% приходится на долю рабочих строительных специальностей. В то же время квота на привлечение иностранной рабочей силы за последние четыре года сократилась в 2,8 раза и на начало 2013 года составила 101,5 тыс. разрешений на работу при 565 тыс. поданных работодателями заявок. Каков, по вашему мнению, выход из ситуации?

– Сегодня на столичных стройках работает порядка 60% москвичей, 20–25% – жители Московской области, 15% – представители других регионов России и где-то 6,5% – иностранная рабочая сила. Таких компаний, где из 100 рабочих 90 были бы гражданами зарубежья, давно уже нет. Лимит стройкомплекса Москвы на этот год на привлечение иностранной рабочей силы составил 50 тыс. человек. Сюда, кстати, относятся и работающие в России с 80-х годов теперь уже бывшие югославские компании, задействующие свою рабочую силу: черногорцев, боснийцев, сербов. Турецкие строители, часто являющие и инвесторами, и застройщиками, привлекают на работу граждан Турции. В связи с активным развитием столичной подземки пришлось вызывать из стран ближнего зарубежья квалифицированных строителей, строивших метро в Минске, Ташкенте, Харькове, Киеве. В части выделенной квоты на иностранных рабочих могу ответить, что стройкомплексу Москвы их хватает.

В столице есть крупные компании, которые не привлекают иностранную рабочую силу?

– Из 38 тыс. состава компании «СУ-155» привлеченных иностранцев порядка 200. Остальные – жители российских регионов. В ДСК-1 нет ни одного иностранца. На предприятии трудятся в основном жители Москвы и Московской области. Компания ПИК практически не использует иностранную рабочую силу. Главмосстрой также прекратил набор гастарбайтеров и перешел на вахтовый метод работы. Это застарелый миф, что успехов стройкомплекс добивается исключительно за счет мигрантов. Кроме того, не стоит забывать, что стройкомплексу рабочие требуются круглый год, в то время как гастарбайтеры предпочитают трудиться на московских стройках лишь в теплое время.

Рост числа вакансий в строительстве связан с планами развития метрополитена и расширением Москвы?

– Причин несколько. Расширение Москвы – одна из них. Большое количество рабочих оттянуло на себя метростроение. По сравнению с 2012 годом число запросов в кадровые агентства по подбору строительного персонала выросло в 2–3 раза.

Теги: #