Чемодан с двойным дном

Чемодан с двойным дном

Чемодан с двойным дном
Чемодан с двойным дном
Особое мнение

В воскресенье на Красной площади открылась большая Рождественская ярмарка. Как предваряли это событие на сайте торгового дома «ГУМ»: «У стен Кремля появятся 23 сказочно-игрушечных домика. В середине – лавки с традиционным зимним угощением... И, по традиции Старого Света, глинтвейн, колбаски-гриль, венские вафли, жареные каштаны. Вокруг – хоровод палаток с сувенирами».

Акцентом этой зимней ярмарки должен был стать девятиметровый сундук Louis Vuitton– павильон для благотворительной выставки «Душа странствий», где обещали представить дорожные сундуки, заказанные легендарными клиентами LV – художниками, писателями, танцовщиками, актерами и другими знаменитыми путешественниками. На самом деле в логике устроителям празднования 120-летия ГУМа не откажешь: этот некогда народный универсам стал в наши дни символом роскошной жизни в Москве, как и марка LV– в мире. Но сундуку не повезло. Сооружение, на которое в предыдущие годы с улыбкой или равнодушно взирали парижане и лондонцы, страшно оскорбило москвичей. Во всяком случае, если верить выступающим от имени народа политикам.

Причем возмутились представители самых разных взглядов – которые, как говорится, в одной Думе рядом не сядут. Депутаты со знанием дела стали вопрошать, сколько же откатов и взяток туда засунули, чтобы затащить это чудовище на Красную площадь? «Мы уже сделали депутатские запросы, в том числе в ФСО, и требуем, чтобы назвали фамилии тех, кто разрешил и поставил подпись на это чудовище», – заявил, в частности, депутат Госдумы Валерий Рашкин.

Патриотов потрясло, что символ гламура заслонил символ православия. Либералов – что на чемодане, цитирую, «закреплен российский триколор», который по вечерам «подсвечивается золотым православным сиянием».

Кстати, автору процитированного высказывания хочется посоветовать или подучить матчасть, или просто зайти на выставку «Душа странствий», когда павильону-чемодану найдут новое место в Москве. Там ему расскажут, что российский триколор на павильоне-чемодане Louis Vuitton – вовсе не реверанс людям за стеной с зубцами, а реальная деталь сундука, который был сделан в свое время по заказу русского князя Владимира Орлова. Отсюда и инициалы на сундуке P.W.O. – Prince Wladimir Orlov, и тот самый триколор.

Впрочем, чемоданофобов, судя по всему, мало волнуют соображения исторической правды, тенденции современного искусства и даже то, что сборы от выставки пойдут в пользу фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», который помогает больным детям. Этот сундук LV стал чем-то вроде ящика Пандоры, откуда вырвались наружу все наши комплексы и противоречия, которые не имеют выхода в отсутствие реального народовластия.

Архнадзор горячо приветствовал решение демонтировать сундук, перекрывший вид на стены древнего Кремля и собор Василия Блаженного. Не сомневаюсь, что еще более горячо уважаемые защитники старой Москвы приветствовали бы решение сделать Кремль одним большим музеем, но это невозможно, и потому они рады хотя бы изгнанию чемодана.

Председатель комиссии Общественной палаты России по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло предложил принять закон о правилах поведения на территории рядом с памятниками в так называемых сакральных местах. «Надо обозначить в России зоны, которые имеют высокую историческую значимость, как, например, Валаамский монастырь, Соловки, Красная площадь, Дворцовая площадь. В законе необходимо прописать, что понятие исторического места должно включать в себя не только сам памятник и сооружение, а в целом правила поведения на этой территории. Например, что на Соловках запрещено разводить костры и устраивать пикники и т.д.», – сообщил он журналистам.

Художнику Петру Павленскому, недавно поразившему Красную площадь своим тестикульным акционизмом, повезло. Будь «сакральный» закон уже принят, мигом бы получил он свою «двушечку» и поехал куда-нибудь на Соловки, где запрещено устраивать пикники. Да и любителям фигурного катания наверняка пришлось бы точить коньки подальше от собора Василия Блаженного.

А если серьезно, то все так смешно, что даже грустно. Законов в современной России на каждый чих более чем достаточно. И организаций, которые разрешают, рекомендуют и санкционируют, что можно, а что нельзя делать на городских территориях, – даже с перебором. Но когда возник законный вопрос, кто согласовал чемодан, вдруг выяснилось, что Красная площадь – самое бесхозное место в стране. Никто ничего не знает, никто не при делах.

При таком раскладе господину Пожигайло, другим членам Общественной палаты, а также всем депутатам, которые спать не могут, пока чемодан не демонтируют, хочется пожелать разработать закон о сакральности законов. В котором необходимо прописать, что законы нельзя нарушать, обходить и не замечать всем гражданам страны на всех ее площадях, улицах и даже в тупиках. Что брать откаты за подпись на том или ином разрешении, а потом делать вид, что ты ни при чем, опаснее для страны, чем разводить костры на Валааме. Что если уж решение принято, то просто надо выйти к людям и его аргументировать, а не прятать голову в чемодан, – многие из нас не идиоты, бывали и в Париже, и в Лондоне, поймем, небось, что такое современное искусство. А если это реклама Louis Vuitton – то рассказать, сколько получит от нее городской бюджет и куда деньги пойдут. Если на дело, то и Бог с ней, с сакральностью – Красная площадь и не такое видела на своем веку. Одно Лобное место чего стоит, не говоря уже о погосте у Кремлевской стены.

Отдельным пунктом надо бы сделать сакральным охранное законодательство, которое сейчас в нашей стране нарушается сплошь и рядом. Когда не то что вид на собор перекрывает временный павильон, а бесследно исчезают ценнейшие памятники истории и архитектуры. Если начать приводить примеры в этой колонке, на нее всей газеты не хватит.

Еще один нюанс чемоданных настроений недели подметил обозреватель «Коммерсанта» Григорий Ревзин: «Красная площадь – это у нас такое место, где власть исторически борется с городом за то, кто определяет образ России. И это так периодами – то там народные гулянья, скоморохи, Масленица, катание на Вербное воскресенье, то парады, шуты на Мавзолее и катания на баллистических ракетах. Последние годы Красная площадь была во многом человеческим местом – каток там, цветы вот летом высаживали, – а с чемоданом это дело закончилось. Уже теперь напринимают законов о сакральном месте, об особом режиме, о регламенте посещения – вы будете рады. Можно, скажем, ходить по Красной площади в короткой юбке? Ведь это же не просто так, а неуважение к параду Победы, «Утру стрелецкой казни» и «Шествию на осляти», которое практиковалось там во времена Алексея Михайловича. И вообще бабы на площади, по которой шли умирать в 1941 году наши деды, – это как-то… Сталин же тут и ходил, и стоял, и лежал, и лежит опять же, только сбоку. Здесь надо больше памяти про «умирать». Надо, кстати, кордоны поставить, чтобы проверяли, русские бабы пусть ходят в трауре, а магометанского вероисповедания – в парандже, но гастарбайтеров не пускать…»

Чемодан-павильон обещают демонтировать до 9 декабря. Так что у всех, кто зайдет на Рождественскую ярмарку в эти дни, будет возможность не только выпить глинтвейна и закусить его венскими вафлями, но и полюбоваться символом российской победы над брендом мирового гламура. Вот только, боюсь, после исчезновения сундука проблем у нас меньше не станет. Но их решить сложнее, вот и откладываем в долгий ящик. Он же сундук с двойным дном. Он же старый чемодан.

Позиция авторов в рубрике «Особое мнение» может не совпадать с точкой зрения редакции.

Теги: #