Крыша для современного искусства

Крыша для современного искусства

Крыша для современного искусства
Крыша для современного  искусства
В конкурсе на разработку проекта ГЦСИ победили сразу три компании

В конце прошлой недели состоялось заключительное заседание жюри открытого международного конкурса на разработку концепции нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Победителями были названы сразу три компании, набравшие одинаковое количество голосов, – российская, ирландская и испанская. Теперь попечительскому совету конкурса предстоит выбрать одну из созданных ими концепций. Сделать это обещают до конца года.

Итоги второго этапа конкурса были оглашены в старом здании ГЦСИ на Зоологической улице. Лучшими были признаны архитектурные концепции, которые создали ООО «Мел» (Москва, Россия), архбюро Nieto Sobejano Arquitectos (Испания) и Heneghan Peng Architects (Ирландия).
Российская команда предложила построить на Ходынке здание с большим трехэтажным стилобатом, в котором разместилась бы основная музейная инфраструктура, а на крыше – отдельно стоящие павильоны, соразмерные по масштабам человеку, и ландшафтный парк, связанный с парком «Ходынское поле». Авторы обратили особое внимание на то, что здание ГЦСИ будет находиться на пересечении различных городских активностей – рядом будут расположены спортивные сооружения, торговый центр, зеленая зона – и постарались связать с ними новое здание. Еще одной изюминкой проекта стала необычная кровля, которая формирует внутренние пространства Центра современного искусства.

У ирландской команды оказалось иное видение проекта: архитекторы решили, что ГЦСИ должен стать центральной точкой парка, и нарисовали высокое здание с четким силуэтом, которое видно издалека и которое, по замысу авторов, сможет стать символом современного искусства в городе. Внутри выставочные уровни соединены между собой большим эскалатором, с которого можно увидеть все происходящее на разных этажах.

В испанском проекте архитектурной доминантой стало большое окно, выходящее в сторону парка, как бы раскрывающее в его сторону здание. Сам комплекс ГЦСИ предложили построить в виде гигантских цилиндров, больше всего напоминающих элеваторы. По мнению авторов, такая форма, с одной стороны, является отсылкой к русскому авангарду, а с другой – перекликается с промышленной архитектурой, которую сейчас модно переделывать под выставочные центры.

Оглашая результаты конкурса, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что выбрать лучшую работу из 10, прошедших во второй этап, было очень сложно – международное жюри заседало два дня, дискуссия была очень жаркой. В результате итогового голосования выяснилось, что сразу три команды набрали совершенно одинаковое количество голосов. Господин Кузнецов отметил, что все 10 вышедших в финал команд представили сильные проекты, и жюри специально отметило еще два из них – это архитектурное бюро Steven Holl (США) и 51N4E (Бельгия).

Денис Леонтьев, гендиректор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», который выступил консультантом конкурса, сообщил, что схема отбора финалистов на основе портфолио и эскизов будущего здания была впервые использована в России и полностью себя оправдала, показав, что у нас есть молодые и талантливые архитекторы, способные конкурировать со звездами мирового уровня.

Напомним, что к участию в конкурсе, который стартовал 24 июля, были допущены как архитектурные компании, так и физические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие высшее архитектурное образование. На рассмотрение жюри можно было представить квалификационную заявку, содержащую необходимую информацию об участнике (досье), или специально разработанную предварительную архитектурную концепцию музея (эскиз). В результате заявки на участие в первом этапе конкурса подали более 900 компаний и частных лиц из разных стран мира, около 700 из них представили эскизы и примерно 200 – досье. Квалификационным требованиям полностью соответствовали порядка 250 заявок, из которых и были выбраны 10 финалистов.

Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин заявил, что «результат конкурса превзошел все ожидания». Он также особо подчеркнул, что «это был абсолютно открытый, равный по условиям для всех участников конкурс», который подтвердил необходимость проведения подобных мероприятий не только в Москве, но и по всей стране – особенно если речь идет о знаковых объектах. Михаил Миндлин также отметил высокий профессионализм жюри, в состав которого вошли российские и зарубежные архитекторы, а также специалисты в области современного искусства.

Сергей Кузнецов напомнил, что конкурс на концепцию ГЦСИ – первый, инициированный на федеральном уровне (он проходит при поддержке Министерства культуры РФ) и при федеральном финансировании. В свою очередь, заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов рассказал, что Минкульт придает большое значение развитию ГЦСИ, и подчеркнул, что место для него было выбрано очень удачно, поскольку Ходынское поле – это «современный, быстроразвивающийся район Москвы».

Площадь нового здания музея составит 46,5 тысячи кв. метров. Из них 10 тысяч будут отведены под размещение постоянной экспозиции, еще 5 тысяч кв. метров предназначены для проведения периодических выставок. Кроме того, предусмотрено строительство концертного зала-трансформера на 700 мест, лекционных залов и других помещений медиазоны, а также всей сопутствующей инфраструктуры. Ожидается, что новый ГЦСИ будут посещать около полумиллиона человек в год, а ежедневно в музей станут приходить до трех тысяч человек.

Член попечительского совета конкурса бизнесмен Леонид Лебедев уточнил, что единственное условие, которое не выполнил ни один из конкурсантов, – это стоимость реализации проекта. Никто не уложился в 4 млрд рублей, обозначенные в техзадании. Однако, по словам Григория Пирумова, эта цифра еще не окончательная. После того как попечительский совет выберет один проект из трех, начнутся процедуры, регламентированные федеральным законодательством: конкурс на проектирование, конкурс на выбор генподрядчика – ожидается, что он будет выбран к осени следующего года. Завершить строительство нового здания ГЦСИ планируется в 2017–2018 годах.

Теги: #