Вообразят метро
В Москве стартовал конкурс на разработку дизайна трех станций Третьего пересадочного контура метро – «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынки». По словам главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, новые объекты должны хорошо вписываться в окружающее пространство, позволять пассажирам просто ориентироваться, а также с легкостью перемещаться маломобильным гражданам. Три лучшие концепции планируется объявить весной будущего года. К участию приглашаются как российские, так и зарубежные специалисты.
Московский метрополитен является не только наиболее удобной и большой транспортной системой мегаполиса, но и одним из самых посещаемых объектов среди туристов. Поэтому, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, все возводимые сегодня станции должны иметь современное красочное оформление, продолжающее традицию самого красивого метро в мире. Во многом поэтому городские власти решили прибегнуть к практике проведения международных конкурсов на разработку дизайна станций. «Мэр Москвы Сергей Собянин и глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин приняли решение проводить такие конкурсы на регулярной основе, – отметил Сергей Кузнецов. – Метрополитен – это самый посещаемый объект в городе, пассажиропоток в сутки составляет около 9 млн человек. То есть это архитектура, которую видит самое большое количество людей, поэтому тут держать планку традиций крайне важно. Мы рассматриваем конкурс как флагман продвижения качественных проектов, равно как и возможность для поднятия общего уровня той архитектуры, которую мы бы хотели иметь в столице».
На прошлой неделе главный архитектор Москвы объявил о старте уже третьего по счету такого конкурса. На этот раз специалисты должны предложить архитектурно-художественное решение интерьеров пассажирских зон и входных павильонов «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынки». Особое внимание они уделят материалам, освещению и некапитальным конструкциям станций.
Согласно заданию, художественные решения станций должны гармонично сочетаться с градостроительными и историко-культурными контекстами районов, в которых они расположены. В интерьере предпочтение будет отдано современным экологичным и долговечным материалам. При этом должны соблюдаться требования комфортного и безопасного передвижения для всех категорий населения. Кроме того, необходима удобная навигация.
Конкурс будет состоять из нескольких этапов. На первом (продлится до 15 декабря этого года) участникам нужно предоставить заявку, портфолио и эссе с описанием ключевых идей будущих конкурсных концепций по каждой станции метро. На втором этапе на основе конкурсных эссе по каждой из трех станций метро будет выбрано по пять финалистов, которые разработают конкурсные концепции. Заседание жюри состоится 24 января 2017 года. Каждый финалист получит вознаграждение в размере 400 тыс. рублей с учетом всех налогов и сборов. С каждым победителем будет заключен договор на разработку проекта. Итоги конкурса огласят 4 апреля 2017 года.
По словам главного архитектора, проведение конкурсов на разработку дизайна не скажется на стоимости работ по строительству станций метро. «Здесь важен интеллектуальный капитал, неожиданное архитектурное решение, которое мы можем получить, привлекая различные бюро, в том числе молодых архитекторов, которые очень активно участвуют в конкурсах», – рассказал он и добавил, что интересная архитектура не станет драйвером роста цены. Участники должны будут остаться в определенных ценовых рамках.
По словам руководителя оргкомитета конкурса Сергея Георгиевского, подать заявку на участие можно на официальном сайте design-metro.ru. Принять участие в конкурсе могут и зарубежные архитектурные бюро, но только в консорциуме с российской компанией.
Станции «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» должны быть построены на Третьем пересадочном контуре – еще одной кольцевой линии подземки. Их открытие планируется в 2019 году. «Шереметьевская» будет пересадочной с «Марьиной Рощей», «Ржевская» – с «Рижской», «Стромынка» – со станцией «Сокольники».
По информации генерального подрядчика строительства Московского метрополитена – АО «Мосинжпроект», эти три станции будут иметь высокий пассажиропоток, причем большая часть пассажиров станет совершать пересадки на другие линии.
Так, «Шереметьевской» будут пользоваться 27,2 тыс. человек в час, «Ржевской» – 28 тыс., «Стромынкой» – 32 тыс. человек.
Напомним, этот конкурс на разработку дизайна станций Московского метрополитена стал уже третим. Ранее определились архитектурные бюро, по проекту которых будут оформлены в 2017 году «Солнцево» и «Новопеределкино» на Калининско-Солнцевской линии, а в 2018 и 2019 годах – соответственно «Нижние Мневники» и «Терехово» Третьего пересадочного контура.