Ремонт застрял на переходе
В столице уже второй год продолжаются работы, связанные с ремонтом подуличных переходов и вестибюлей станций метро. Их окончание неоднократно переносилось, не раз менялись даты на табличках. И хотя на сайте метрополитена размещена информация, что ремонт осуществляется в полном соответствии с графиком, у горожан возникает все больше сомнений, так ли это.
О начале ремонта половины вестибюлей и подуличных переходов станций столичного метро власти заявили в прошлом году. По словам главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максима Ликсутова, «проведение работ стало необходимой мерой, обусловленной требованиями безопасности», поскольку многие переходы не ремонтировались с момента строительства станций, их инфраструктура морально и физически устарела.
Метрополитен заключил договоры на выполнение ремонтно-строитель-ных работ с победителями аукционов: ООО «Турбомаш», ОАО «ПО Элером», ООО «СТР», ЗАО «Триада-Холдинг», ООО СК «А-Капитал» и ООО «СМУ-9». Общая сумма контрактов составила более 6,5 млрд рублей.
Работы планировалось завершить в третьем квартале 2015 года. Однако сроки их окончания – «из-за сложностей работ» – перенесли на конец года. «В 2015 году мы планируем полностью отремонтировать вестибюли и примыкающие к ним подуличные переходы 96 станций Московского метрополитена. Оставшиеся 88 станций – в следующем», – заверял первый замначальника подземки Юрий Дегтярёв.
Комплекс работ включал замену облицовки стен и полов вестибюлей и подземных пешеходных переходов, проведение гидроизоляционных работ, замену ступеней и облицовку лестничных сходов, установку современной навигации. На всех лестничных сходах должны быть установлены устройства колясочного спуска, системы отопления ступеней, а также навесы над ступенями.
В январе 2016 года были сданы в эксплуатацию вестибюли и подуличные переходы лишь 30 станций. Причем большинство – с недоделками. До 84 уменьшилось и общее количество станций, ремонтируемых на первом этапе работ. «Проверяя качество выполняемых строителями работ, мы в каждом случае анализируем, где отставание произошло по их вине, а где нет, – заявлял тогда Юрий Дегтярёв. – К тем подрядчикам, которые не смогут обосновать срыв сроков, будут применены штрафные санкции (пени в размере 0,1 процента от цены действующего договора за каждый день просрочки) с предписанием даты окончания ремонта. В случае отказа возмещения штрафных санкций и неисполнения работ на недобросовестного подрядчика подадут в суд. Подрядчики, попавшие в реестр недобросовестных, больше не смогут работать с метрополитеном».
Несмотря на строгость заявлений, ни в феврале, ни в марте, ни в апреле 2016-го новых сданных объектов так и не появилось. При этом то ли ни одна из строительных компаний не была оштрафована на сколько-нибудь серьезную сумму за нарушение условий контракта, то ли сведения об этом почему-то не были доведены до общественности. Мало того, вместо попадания в «черные» списки именно с теми же подрядчиками, что сорвали сроки ремонта, руководство подземки заключало дополнительные соглашения, информация о которых регулярно появлялась на сайте госзакупок.
В мае Максим Ликсутов в очередной раз прокомментировал ситуацию: «У нас в программе первый этап реконструкции подуличных переходов переходит в финальную стадию. Больше половины из них уже открылись, по оставшимся идут финишные работы и исправление замечаний, которые Московский метрополитен выдал подрядным организациям. Мы рассчитываем, что к концу июня оставшиеся переходы будут сданы и пассажиры увидят обновленные станции».
Однако лишь в конце июля были сданы отремонтированные переходы и вестибюли еще 30 станций, что дало повод Ликсутову заявить: «Мы контролируем данный процесс».
На оставшихся станциях ремонт продолжился, сроки его окончания снова продлили. На письма с вопросами, касающимися качества ремонта и сроков окончания первого этапа работ, ответов от пресс-службы метрополитена так и не последовало.
При этом и на сданных в январе первых 30 станциях устранять недоделки никто не торопится. Так, отремонтированные переходы и вестибюль «Пражской», введенные в строй в начале 2016 года, до сих пор грешат недоделками: не закрыты короба проложенных по стенам коммуникаций, кое-где отсутствует отделочная плитка; на верхних участках стен, выходящих под стеклянные уличные навесы, не положили плитку. Не так давно – спустя почти год после сдачи объекта – строители начали переделывать и сами навесы, обкладывать плиткой их цоколи снаружи. На ограждении стройки появился плакат, на котором значится, что все работы на станции «Пражская» ЗАО «Триада-Холдинг» завершит во втором квартале 2017 года.
Многочисленные недоделки видны и на станции «Южная». А на отремонтированной «Первомайской» ржавеют установленные над лестничными спусками под землю каркасы будущих стеклянных навесов.
Аналогичная картина и на многих других станциях. Хотя еще в феврале главный инженер проекта ГУП «МосгортрансНИИпроект» Олег Макаров заверил прессу, что «в рамках первого этапа реконструкции вестибюлей и подуличных переходов станций Московского метрополитена навесы будут установлены над 120 лестничными сходами».
На станции метро «Севастопольская», где изначально особых трудностей не предвиделось, работы продолжаются до сих пор. Часть перехода по-прежнему отгорожена железным профилированным забором. Вот только плакат на нем сменился в очередной раз. Теперь он сообщает, что окончание работ произойдет в декабре 2016 года и что их выполняет новый подрядчик: вместо ООО «СМУ-9» – ООО «СтройСтандарт».
Я позвонил в СМУ-9 с вопросом, в чем причина отстранения компании от работы. В техническом отделе, куда перенаправили звонок, ответили, что «ни на какой «Севастопольской» строительная компания не работала». Хотя официальные документы подтверждают обратное. Победителем аукциона на проведение работ на станциях «Бибирево», «Севастопольская», «Нахимовский проспект», «Тушинская», «Тульская», «Кузьминки», «Третьяковская» признано ООО «СМУ-9» – номер контракта 31502397325-02. Между ООО «СМУ-9» и ГУП «Московский метрополитен» заключен договор № 28970 на максимальную сумму контракта 752 млн рублей.
Не лучше ситуация и на «Тульской». Плакат со сроками окончания работ и данными о подрядной организации, прежде висевший у входа на станцию, бесследно исчез. Здесь также трудилось СМУ-9. Кто теперь – неизвестно. Работы на объекте осталось много. Северный выход, например, вообще закрыт для пассажиров и заставлен различными стройматериалами. Не завершены работы и на действующем южном выходе. На стенах – отсутствующая местами плитка, недоделан потолок, стены лестничного спуска вместо натурального камня обшиты пластами сухой штукатурки.
Вместе с тем весной 2016-го стартовал второй этап «подземных» работ. Однако из-за большого объема незавершенки его реализуют в усеченном варианте. «Задача, которую мы поставили перед собой на 2016 год, – реконструировать подземные и наземные вестибюли пока 44 станций метро», – рассказал начальник дирекции инфраструктуры столичной подземки Марат Хаков.
Отремонтировать оставшиеся 44 станции и таким образом завершить второй этап работ метрополитен по-
обещал в 2017 году. Фронт работ опять выбран очень большой. Оттого и уложиться в сроки будет непросто, учитывая недоделанные станции первого этапа.
В одной из предыдущих колонок «Особое мнение» уже писалось о том, что логичнее было бы сначала выбрать список из 10–20 станций метро, которым ремонт был нужен срочно, сначала сделать их – спокойно и качественно. Оценить, насколько это получилось удачно. Пообщаться с жителями – все ли устраивает? Хорошо ли отработали подрядчики? Выбрать лучших из них, которые не срывают сроки, укладываются в смету. И только тогда двигаться дальше. Наверное, стоит напомнить об этом предложении еще раз.
Позиция авторов в рубрике «Особое мнение» может не совпадать с точкой зрения редакции.