Комбинат досуга - Московская перспектива
Комбинат досуга

Комбинат досуга

Комбинат досуга

1. Шестигранный ресторан

На рубеже ХIХ и ХХ веков пространство от Крымского моста до Нескучного сада занимали пустыри и огороды. Вскоре Московская управа устроила тут городскую свалку.

После революции новая власть постановила разместить в этом месте 1-ю Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Политико-пропагандистское значение ее было велико: большевики стремились показать всему миру, что в аграрной стране, истощенной войнами и ограбленной продразверстками, успешно развивается механизированное сельское хозяйство.

Выставка открылась ровно 90 лет назад, в августе 1923-го, и проработала три месяца. Ее деревянные павильоны (проекты лучших отечественных архитекторов) не были рассчитаны на долгий срок службы. Их постепенно сносили, расчищая территорию для нового масштабного проекта – Центрального парка культуры и отдыха.

Решение о его строительстве приняли в 1927 году. А уже через год газета «Рабочая Москва» сообщала: «Парк открывается в воскресенье, 12 августа, в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник». По приблизительным подсчетам, в день открытия парк посетило более 100 тыс. человек.

Некоторые павильоны сельхозвыставки были построены столь крепко, что послужили и посетителям парка. Иные из «долгожителей» разобрали только в 50–60-е годы. А две самые капитальные постройки ВСХВ дожили до наших дней и служат живым напоминанием о первой выставке и первом парке культуры.

Слева от главного входа располагался павильон «Машиностроение», построенный в виде шестерни – шесть симметричных корпусов, поставленных в круг, с фонтаном в центре. Его создала команда архитекторов под руководством И.В. Жолтовского. Это была единственная на «деревянной» выставке постройка с железобетонным каркасом. Фасады «Машиностроения» декорировали скульптор Сергей Коненков и сценограф Александра Экстер. Все элементы оформления говорили о небывалом техническом подъеме в советском селе. После открытия парка культуры в шестигранном павильоне Жолтовского поставили столики вокруг фонтана и открыли ресторан для трудящихся. В конце 1940-х годов он был закрыт. В здании поочередно находились фабрика по производству лимонада, склады инвентаря и столовая для работников ЦПКиО. Одно время здесь работала популярная в городе танцплощадка. Впоследствии здание долго пустовало, ветшало и разрушалось. Новое руководство парка планирует воссоздать исторический павильон и вернуть постройке 1923 года ее выставочную функцию.

2. Бразильское кино

Парк очень быстро превратился в грандиозный культурный комбинат, фабрику досуга и просвещения. В 1931 году, в связи с решением присоединить к территории парка крупные участки противоположного берега реки и Воробьевы горы, был проведен закрытый конкурс на новый генплан. Среди десяти представленных работ выделялся проект Константина Мельникова, который, среди прочего, хотел оборудовать парк лентой подвижного тротуара. Но ни один из этих проектов в итоге не реализовали.

О тех временах нам напоминает здание административного корпуса ЦПКиО. Оно расположено справа от главного входа и одной из своих стен почти касается Крымского моста. На первый взгляд типичная офисная постройка. В действительности же это сооружение имеет весьма давнюю и любопытную историю.

Когда-то, в самом начале ХХ века, на этих фундаментах стоял лодочно-ремонтный цех знаменитого завода «Бромлей» (остальные корпуса этого предприятия находились близ Калужской заставы). Заброшенный в годы Гражданской войны цех пригодился создателям сельскохозяйственной выставки: А.В. Щусев переделал его в трехэтажный павильон «Кустарный отдел», использовав мотивы старорусского зодчества и украсив стены гжельской майоликой. После завершения выставки здание передали под клуб фабрике «Гознак», а после открытия ЦПКиО в этих стенах разместился кинотеатр. Проект реконструкции выполнил бразильский архитектор Родриго Дакоста, а эскиз фрески для фасада создал Александр Дейнека. Этот кинотеатр очень любили зрители в довоенной Москве.

В 40-е годы зданию предстояло пережить тяжелый удар – в самую его середину (где помещался кинозал) угодила немецкая бомба. К счастью, обошлось без жертв. Почему-то после войны кинотеатр не восстановили, и в крыше здания до сих пор зияет дыра. При этом боковые части здания отреставрированы и успешно функционируют. Недавно молодые архитекторы одного московского бюро разработали проект превращения «руинной» части здания в современный кинотеатр и выставочную площадку.

3. Музей на берегу реки

В начале 30-х годов в советской архитектуре начался поворот к классическим формам, к масштабному ансамблевому планированию. Это касалось и городских парков. В 1932 году решением Моссовета была создана специализированная проектная архитектурная мастерская Александра Власова, который к тому времени зарекомендовал себя как опытный специалист по планировке парков.

Новый проект, который задумали архитекторы, охватывал огромную территорию центрального парка в его новых границах. Главный акцент был сделан на создание Пушкинской набережной, оформлявшей правый берег Москвы-реки от Крымского до Андреевского моста.

За короткое время берег реки значительно преобразился. Новая набережная, решенная в нескольких уровнях, акцентировалась гранитными трибунами Водной станции, причалами, лестничными сходами к воде, каскадным фонтаном со скульптурным оформлением, а также малыми архитектурными формами.

Набережная как бы врезалась в существующий откос высокого берега и имела две дорожки для пешеходов. Одна из них проложена у самого уреза воды, другая проходила по верхней бровке откоса. На берегу удалось сохранить большинство старых деревьев Нескучного сада.

В дни больших гуляний 1,5-километровая набережная, вымытая и принаряженная, превращалась в гигантское танцевальное поле. Гремели оркестры, в лучах прожекторов кружились пары... В 1937 году набережная получила имя А.С. Пушкина, который бывал с Натальей Гончаровой в Нескучном саду.

Эта прибрежная местность в довоенную пору напоминала музей под открытым небом. Вдоль берега стояли двенадцать ваз двухметровой высоты, напоминающих по форме античные этрусские вазы, отделанные мозаичными рисунками. А две изящные гранитные беседки-ротонды, сохранившиеся со времен усадьбы Голицыных, превращали набережную в единый неоклассический ансамбль.

В 1937 году на международной выставке в Париже за работу по проектированию ЦПКиО им. М. Горького А.В. Власов получил Гран-при. «В поставангардную эпоху Парк культуры и отдыха превратился в выдающийся неоклассический ансамбль, в целый мир, включавший не только крупные архитектурные сооружения, монументальную скульптуру, набережную, великолепную лестницу, театр, но и бесчисленные малые архитектурные формы. Все это было сделано под контролем А.В. Власова и его мастерской и служит архитектору подлинным памятником», – писал ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский. Созданная в 30-е годы Пушкинская набережная в целом сохранила свои черты до нынешнего времени.

4. Девушка с характером

По проекту генерального плана парка предполагалось устройство грандиозного партера площадью 18 гектаров. До войны успели построить только большой фонтан, украшенный скульптурой «Девушка с веслом» работы Ивана Шадра, а также ряд фонтанов на центральной аллее. В 1941 году во время пожара, возникшего в помещении дирекции парка от взрыва фашистской бомбы, почти все материалы проекта А.В. Власова и его мастерской погибли.

Большой фонтан в партере был настоящим украшением парка довоенной поры. В уменьшенном и упрощенном виде он сохранился до наших дней, правда, знаменитой скульптуры Шадра здесь нет уже более 70 лет. Это был даже не один фонтан, а группа из пяти прямоугольных водоемов, отделанных блестящим черным «мраморным стеклом» – марблитом. Девушка с веслом – одна из самых популярных «фотомоделей» Москвы конца 30-х годов – стояла в центре водной композиции на постаменте.

Вообще, вода в ЦПКиО всегда играла особую роль. Парк стоит на берегу реки, в нем расположены три пруда и множество архитектурно оформленных фонтанов. Скульптура Шадра напоминала о соревнованиях по спортивной гребле. Кроме того, до войны в разных местах парка были устроены небольшие искусственные ручейки и водоемы (в гротах, в группах камней). Игра воды в этих водоемах в сочетании со скульптурным и цветочно-зеленым оформлением была одним из самых интересных и привлекательных элементов художественного образа парка.

Судьба «Девушки с веслом» сложилась непросто. Шадр выполнил для главного фонтана две скульптуры, в 1935 и 1936 годах. Для первой автору, по легенде, позировала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина. Эта статуя по какой-то причине не подошла для ЦПКиО и впоследствии была перевезена в парк культуры города Луганска. В центре фонтана установили другую «Девушку», моделью для которой стала московская гимнастка Зоя Бедринская. (Позже она окончила Архитектурный институт, участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также Дома правительства РСФСР.) Именно этот вариант скульптуры запечатлен на многочисленных фотографиях предвоенных лет. Но и «девушка № 2» простояла на своем месте недолго. По одним данным, скульптура была разрушена в 1941 году при бомбежке. По другим – изваяние тихо исчезло куда-то уже в послевоенное время. Есть и еще одна версия: скульптуру убрали, так как кому-то из партийных начальников она показалась «вызывающе откровенной».

Точную уменьшенную копию «Девушки с веслом» можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу – напротив парка им. Горького. В конце 1950-х годов гипсовый оригинал творения Ивана Шадра по настоянию жены скульптора был переведен в бронзу.

5. Балет на зеленом острове

Дальняя часть парка в целом сохранила планировку Голицынского сада ХIХ века. Главную роль здесь играли пруды.

Большой и Малый Голицынские пруды всегда привлекали москвичей своим уютом, красотой природы и спокойной гладью воды. Директор парка Бетти Глан вспоминала о преобразованиях 30-х годов: «Прекрасным было скульптурное оформление вокруг Голицынского пруда. Небольшие низкие круглые вазы, усаженные цветами, чередовались со скульптурными лягушками, у которых изо рта падали в пруд струи воды.... На Голицынском пруду высоко били цветные фонтаны, подсвеченные установленными под водой прожекторами».

Посреди глади Большого Голицынского пруда расположен зеленый островок. Метров 20 в диаметре, почти правильной округлой формы, он отделен от берега небольшой протокой. Этот островок на пруду привлек внимание известного балетмейстера А.В. Шатина. Он создал при парке самодеятельный ансамбль танца и с 1932 года обосновал его на островке. Так возникла постоянная сценическая площадка, на которой проводились сначала танцевальные дивертисментные программы, а затем ставились и одноактные балеты. Тогда же появилось название «Остров танца».

В 1935 году по проекту архитектора А.В. Власова на берегу был построен амфитеатр на 800 мест, установлены вышки с цветными прожекторами, сделан водяной «занавес», состоявший из сотен мелких струй. Занавес до начала представления закрывал сцену водяными струями, на которых причудливыми бликами преломлялись лучи заходящего солнца, а когда совсем темнело – цветных прожекторов.

Представления на «Острове танца» пользовались огромным успехом, в том числе и среди зарубежных гостей парка. На острове также проходили фестивали фольклора, вечера балета, концерты симфонической, духовой музыки, выступления джаз-ансамблей.

Театр на воде просуществовал недолго. Летом 1941 года амфитеатр был разрушен осколками немецкой бомбы, сброшенной на парк, а после войны ансамбль так и не возобновил своей деятельности.

Остров сохранился до наших дней, правда, сценической площадки на нем уже нет. Зато там по-прежнему растут деревья. А на берегу пруда недавно сооружены интересные деревянные здания летнего кафе и лодочной станции. Их облик содержит и некоторые мотивы архитектуры 30-х годов – «золотого века» в истории парка им. Горького.

Теги: #