Российской семье оставили ипотеку
Счетная палата провела аудит программы «Жилье для российской семьи», в рамках которой за три года планировалось обеспечить доступным жильем 1,5 млн россиян со средними доходами. Основные показатели программы оказались выполнены меньше чем на 10%.
В рамках программы, ранее известной как национальный проект «Доступное жилье», до конца 2017 года в России планировалось построить 25 млн кв. метров доступного жилья по цене не более 35 тыс. рублей за «квадрат». Ожидалось, что купить квартиру по льготной стоимости смогут несколько категорий россиян: например, те, кто живет в стесненных условиях (менее 18 кв. метров на человека), а также в аварийных домах, подлежащих сносу. Также программа была рассчитана на многодетные семьи, семьи–получатели материнского капитала, ветеранов боевых действий и семьи с совокупным доходом не более 45 тыс. рублей. В 2014 году круг участников программы оценивался в 1,5 млн человек (463 тыс. семей). Проблемы с реализацией наметились еще в 2015 году: денег в бюджете не хватало, поэтому Минстрой предложил расширить круг участников программы, чтобы стимулировать спрос со стороны населения.
Регионам разрешили вовлекать в программу граждан с приоритетными для них профессиями и специальностями, а также имеющих определенный социальный статус или уже получающих поддержку в виде субсидий и льгот. На тот момент в ведомстве заявляли о готовности сдать в эксплуатацию 19 млн кв. метров доступного жилья, на строительство которого, по информации Минстроя, уже были заключены соглашения.
Однако этим планам сбыться было не суждено. В 2016 году регионы заявили об ухудшении статистики (выяснилось, что строительные компании получили разрешения на строительство только 4,3 млн кв. метров). А Минстрой подготовил законопроект, предлагающий исключить из постановления правительства от 2014 года целевой показатель по строительству жилья эконом-класса в объеме 25 млн кв. метров. «Этот показатель был установлен с учетом экономической ситуации 2013–2014 годов и отвечал потребностям застройщиков и граждан с учетом роста объемов строительства и продаж жилья. Начало реализации программы «Жилье для российской семьи» совпало с ухудшением экономической ситуации в стране, что привело к существенным изменениям в строительной отрасли, а также повлияло на результаты реализации программы», – отмечалось в пояснительной записке к документу.
Неудивительно, что в 2017 году итоги реализации приоритетной для властей жилищной программы привлекли внимание Счетной палаты. Проведя анализ данных по 70 регионам-участникам и совершив поездки в Татарстан и Башкоркостан, аудиторы пришли к выводу, что основные цели проекта не выполнены, а заявленные показатели не достигнуты, причем разрыв между планом и фактом достигает катастрофических величин. В частности, проверка показала, что по состоянию на 1 января 2017 года в рамках программы «Жилье для российской семьи» в эксплуатацию вместо 25 млн кв. метров жилья эконом-класса введено всего 0,8 млн кв. метров, или 3,3% планирумого объема. В «контрольной» Республике Татарстан за три года построили 0,063 млн кв. метров жилья эконом-класса, или 4,2% запланированного показателя (1,5 млн кв. метров), а в Республике Башкортостан – 0,042 млн кв. метров, или 7% (0,6 млн кв. метров).
По данным Счетной палаты, в сводный реестр граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, за три года были включены 74 тыс. семей. А реально воспользоваться своим правом смогли только 26,3 тыс. семей. При этом заявленное число участников в паспорте проекта составляло 463 тыс. семей. Таким образом, в данной части программа оказалась выполнена всего на 5,7%.
Аудиторы считают, что провальные результаты связаны не только с кризисом: Минстрой и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) не приняли всех необходимых мер для реализации программы. В отчете говорится, что АИЖК часто отказывалось от земельных участков под строительство, так как они не соответствовали критериям отбора. В итоге для возведения жилья было предоставлено лишь 56 земельных участков, или 7,7% от отобранных регионами. В 2016 году АИЖК отказалось от 277 земельных участков и собирается отказаться еще от 54 общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн руб.
Свои обязательства не выполнил и Минстрой, следует из результатов проверки Счетной палаты. В 2016 году регионы не получили межбюджетные трансферты на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры в объеме 20 млрд руб. «Отсутствие должной подготовки реализации программы, контроля отбора в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АИЖК не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы», – отмечается в сообщении Счетной палаты.
Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде льготного кредитования в рамках программы АИЖК (программа «Стимул») были предоставлены банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) оказались невостребованными и были возвращены агентству из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Счетная палата также обнаружила, что строительство инфраструктуры за счет строительных компаний практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.
«Соглашения по реализации мероприятий программы, заключенные между Минстроем России, АИЖК и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья эконом-класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей программы», – говорит аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
В АИЖК считают, что главной причиной невыполнения программы «Жилье для российской семьи» является отсутствие финансирования и подходящих участков. «Программа «Жилье для российской семьи» не сработала, если мы назовем вещи своими именами, в силу разных причин. Она была лишена всяческого финансирования. Нам необходимо вернуться к ней и посмотреть, чем ее заменить, чтобы оказывать реальную поддержку строителям и гражданам», – заявил на заседании Общественного совета при Минстрое гендиректор агентства Александр Плутник.
В самом Минстрое утверждают, что основные показатели программы были достигнуты за счет других механизмов, запущенных в рамках антикризисного плана правительства РФ. Поэтому из отчета Счетной палаты не следует делать далекоидущих выводов. Например, в марте 2015 года была принята программа госсубсидирования процентных ставок на приобретение жилья в новостройках, и в результате удалось не допустить остановки строительства жилья. И в 2015 году поставлен рекорд: было введено более 85 млн кв. метров жилья, напоминают в Минстрое. По программе льготной ипотеки с господдержкой граждане приобрели 25,7 млн кв. метров жилья на первичном рынке. Это больше, чем планировалось ввести по программе «Жилье для российской семьи».
С 2017 года основным приоритетом в жилищной сфере стала реализация проекта «Ипотека и арендное жилье», который предусматривает увеличение объемов строительства до 100 млн кв. метров в год, развитие ипотечного кредитования (прежде всего за счет повышения доступности кредитов) и создание рынка арендного жилья. Предусматривается, что ежегодно регионы будут получать 20 млрд руб. из федерального бюджета на создание социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в крупных жилых микрорайонах. Благодаря этим средствам ввод жилья эконом-класса, по расчетам Минстроя, должен дополнительно увеличиться на 6 млн кв. метров.