Останется только «Родина»

Останется только «Родина»

Останется только «Родина»
Останется только «Родина»
Старые советские кинотеатры будут полностью перестроены

В ближайшее время в Москве начнется реновация первой очереди кинотеатров, построенных в советское время. В нее вошли «София», «Киргизия», «Ангара» и «Будапешт». Большая часть зданий будет перестроена полностью. Из 39 кинотеатров, попавших в проект, свой облик сохранит лишь «Родина» – она является объектом культурного наследия. Первые общественные центры в кинотеатрах откроются через полтора-два года.

В конце мая реновация 39 столичных кинотеатров стала одной из важных тем выставки «АРХ Москва», их судьба обсуждалась на двух круглых столах – «Идентичность московских районов» и «Память места». «Мы провели большую исследовательскую работу, изучили всю представленную вокруг будущих общественных центров инфраструктуру. У нас есть четкие представления о том, чего не хватает в каждом конкретном районе. Программа каждого общественного центра адаптирована к специфике его месторасположения», – пояснил Сергей Крючков, главный архитектор ADG group. (Эта компания выкупила у мэрии Москвы старые советские кинотеатры, на базе которых после реконструкции планируется создать общественные центры районного формата. – «МП».)
По его словам, исследование показало, что до 30% жителей районов практически не выезжают за их пределы. «Мы используем для развития нашего бизнеса эту не очень здоровую ситуацию, когда Москва гиперцентрализована и очень сильно недооснащена такой потребительской культурой на периферии. Мы заполняем эту нишу», – уточнил архитектор.
Во всех общественных центрах, за исключением двух-трех объектов, будет восстановлена функция кинопоказа. Это главная флагманская идея, под которую реализуется проект. Дополнительно к кинопоказу будут добавлены и другие функции – культурные и общественные пространства, кафе, рестораны. Одним из якорных арендаторов стал супермаркет «Лента». Сотрудники ADG group подчеркнули, что торговля не является доминирующей функцией.
«Первые этажи во всех центрах будут прозрачными. Это кардинально отличает их от торговых центров типа «МЕГИ» и др., которые обращены к городу глухими фасадами, где вся жизнь в них происходит внутри. В нашем проекте город проникает внутрь, люди получат возможность для круглогодичной активности, ради которой они, например, в парк «Музеон» могут приехать только летом. У нас такое рекреационное пространство расположится внутри, оно не будет разделено перегородками, как в торговых галереях. Скорее речь идет о крытой городской площади или гостиной, которая отвечает на запрос жителей о качественном городском пространстве», – отметил Сергей Крючков.
В архитектуре будущих общественных центров будут как объединяющие черты, так и кардинальные различия, зависящие от местности вокруг, специфики района. «Центры спроектированы таким образом, чтобы, переезжая из района в район и видя наши объекты, люди могли их идентифицировать как часть сети. Например, это и прозрачный первый этаж, и эксплуатируемые крыши. А вот объемно-пространст-венные решения, размеры и этажность определяются характером застройки вокруг, чтобы мы никого не затенили, не перекрыли вид, или, наоборот, если объект расположен на оживленной магистрали, работали как ширма для домов», – пояснил архитектор.
Например, кинотеатр «Ангара», который расположен на улице Вишневского и примыкает к Чонгарскому бульвару, находится возле пруда. Пространство его общественной гостиной ориентировано на пруд. В кинотеатре «Варшава» возле станции метро «Войковская» не будет восстановлена функция кинопоказа, так как недалеко расположен ТЦ «Метрополис», где находится гигантский многозальник. Темой «Варшавы» станет еда – там расположатся фудмаркет и пространство для фермерских фестивалей и т.д. Кинотеатр «Звездный», который сейчас является главным кинотеатром для района, им и останется. «Родина» в программе реконструкции кинотеатров стоит особняком, так как это объект культурного наследия. Функция кинопоказа в нем сохранится. Проект реставрации уже готов.
Кстати, «Родина» – практически единственный кинотеатр из 39, который сохранится в существующих стенах. Именно поэтому второй круглый стол «Память места» вызвал очень оживленную дискуссию и много споров. Его темой стало отношение при реализации проектов редевелопмента к зданиям конца 1960-х и до середины 1980-х годов, которые не являются объектами культурного наследия. В вопросе, что важнее – функция или стены, – компания ADG group выбрала функцию. «В архитектуре самих зданий не останется практически ничего от прежних. Здесь нужно понимать, что мы имеем дело с типовыми проектами: однозальный кинотеатр на 800 мест (конец 1950-х – начало 1970-х) и широкоформатный на 1000 мест (конец 1960-х и в 1970-е годы). Исключения составят «Звездный», «Восход», «Варшава» и «Саяны». Проекты предполагают сохранение объема зданий и основных конструкций. Фасадные решения и отделка будут воспроизведены с разной степенью точности», – сказал Сергей Крючков.
Но это не значит, что от прежних кинотеатров не останется ничего. «В каждом кинотеатре мы стараемся найти какие-то ценные элементы, которые можем сохранить и интегрировать в дизайн, интерьер, ландшафт территории. Мы привлекли экспертов для выявления заслуживающих сохранения элементов и разработали несколько сценариев сохранения этой «памяти места», – пояснил Крючков. Первый сценарий – это физическое сохранение, он касается произведений монументального искусства. В советских кинотеатрах нередко появлялись авторские мозаики, скульптуры. Например, мозаики есть в кинотеатрах «Будапешт», «Байконур», «Волга», «Первомайский». В последнем мозаика выполнена известным художником 1960-х годов, монументалистом Борисом Чернышёвым. «Мы будем бережно демонтировать мозаику, хранить, реставрировать, а потом используем в своих объектах или на городской территории рядом», – уточнил Сергей Крючков. На кинотеатре «Киргизия» есть стилизованные изображения женских фигур и орнаментов, выполненные в технике высокого и глубокого рельефа на камне. Эти фигуры тоже будут сохранены. Может быть, из них соберут стелу, зафиксировав таким образом память о кинотеатре.
Второй сценарий – создание цифровой копии фрагмента, который невозможно или нецелесообразно сохранить. Такая судьба ждет вывески. Их практически невозможно демонтировать, не убив. ADG group выполнила 3D-сканирование, сейчас есть возможность воспроизвести их из современных материалов. Возможно, они снова станут вывесками (этот вариант обсуждается с Моском-архитектурой) или будут использоваться на территории. В оформлении центров планируется использовать графику и шрифты этих вывесок.
Третий и, по словам Крючкова, «совсем паллиативный сценарий» – запись истории с прежними сотрудниками кинотеатров, создание фото- и видеоархивов. Например, в кинотеатре «Ангара» в подвале находится холодильная машина – кондиционер. «Он такой большой, что кажется, будто он размером с паровоз... Понятно, что ничего с ним сделать и даже вытащить и разобрать на арт-объекты невозможно из-за объемов, поэтому дорога ему в металлолом. Но у нас есть фото- и видеосъемка с рассказом инженера, из которого мы узнаем, что такого рода кондиционеры работали на артезианской воде», – сказал Сергей Крючков.
Эксперты – участники круглого стола к таким вариантам сохранения «памяти места» отнеслись довольно прохладно. «В моей немецкой практике реставрация и перепрофилирование таких объектов занимают важное место. В Германии многие здания эпохи модернизма 1960–1970-х годов прошлого века стоят под охраной. Даже разговора не возникает, остаются стены или нет», – прокомментировал ситуацию архитектор Сергей Чобан. По его словам, такие здания в большой степени нужно сохранять и очень внимательно относиться к деталям, из которых они сделаны, новые должны быть выполнены максимально близко к оригинальным.
«Рискну утверждать, что стены важнее функции, так как она может изменяться. Сейчас нужны магазины, а через три года понадобятся офисы. Другой вопрос: если здание не является памятником, то в какой степени мы должны сохранить стены, и в каждом случае он должен решаться индивидуально», – отметил директор архитектурной школы МАРШ, член правления Союза московских архитекторов Никита Токарев.
Комментируя мнения экспертов, Сергей Крючков подчеркнул, что вопрос пока открыт, концепция может поменяться. На данный момент, по его словам, лишь пять объектов переданы генподрядчикам, работы на них вот-вот стартуют. На рубеже 2018–2019-х годов уже должны открыться первые обновленные объекты: «София», «Киргизия», «Ангара» и «Будапешт», следом – «Звездный» и «Родина».

Теги: #