Стройка пойдет по новым правилам
«Генпланом развития Москвы 2010 года были заложены возможности реновации территорий», «формирование новых районов на месте сносимых пятиэтажек будет опираться на новые градостроительные нормы, так что упреки в волюнтаризме, которые усматривают в наших действиях многие, совершенно напрасны»… С такими заявлениями главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выступил на состоявшейся в конце прошлой недели конференции «Комфортный город. Нормы и правила».
Речь на конференции шла о так называемых РНГП – Региональных нормах градостроительного проектирования, которые вырабатываются на уровне субъекта и регламентированы Градкодексом РФ. И если программа реновации стартует уже в этом году, то логичен вопрос: удастся ли городу сформировать новые нормативы в довольно короткие сроки. Ответ главного архитектора был утвердительным: «Мы планируем это сделать до конца года». Москомархитектура уже объявила конкурс на экспериментальные площадки реновации жилищного фонда, который продлится до 10 июля. Кузнецов не взялся спрогнозировать число заявок, которые будут поданы, но уточнил, что количество скачиваний условий конкурса с сайта на текущий момент превысило три сотни.
Кроме того, на конференции были сделаны важные заявления о том, какие шаги предпринимаются в сфере градостроительного нормирования, чтобы оно соответствовало времени.
Архитектор Мария Вино-
градова-Франк представила проект РНГП жилых территорий столицы, в основе которого лежат три составляющие. Первая – урбан-блок, вмещающий приватную территорию между двумя домами, стоящими напротив друг друга. Вторая, более крупная, – квартал, включающий три урбан-блока и небольшое общественное пространство. Наконец, третья – микрорайон, включающий пару десятков кварталов и территории общественного пространства. Радиус квартала от центра (при его квадратной форме) составляет 500 метров. Знакомство с этой моделью вызвало ряд вопросов, в большей степени связанных с нынешней практикой – строительством в микрорайонах огромных по ширине дорог, планированием дворов без велодорожек. По мнению Сергея Кузнецова, в городе сильны свои градостроительные традиции нормирования, в результате чего появляется размашистая, рыхлая городская среда, не слишком комфортная для проживания. И традиции не уходят в прошлое сразу.
Евгения Муринец, заместитель генерального директора Фонда единого института развития в жилищной сфере, рассказала о работе института, которая связана с эстетикой, архитектурой и качеством среды. Это совершенно новые для России подходы, ушедшие на задний план с распространением типового строительства. Перед институтом стоит задача разработать и на уровне стандартов внедрить эти требования через Градкодекс РФ. Уже к концу года – а работа ведется с осени 2016-го – такие рекомендации должны появиться, а затем их вынесут на суд общественности. В конце 2018 года они должны быть утверждены и рекомендованы субъектам Федерации.
Процесс корректировки нормативов идет и на столичном уровне. В отношении социальных объектов свою точку зрения на этот счет высказал первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики Олег Рындин. Он считает, что изменения должны коснуться требований по количеству и объемам социальных объектов, потребности в них должны учитываться более точно. Сейчас они рассчитаны на перспективу и часто делаются с большим завышением. Отсюда – ложные обременения на бизнес. Со стороны властей поиск наиболее взвешенных решений ведется постоянно. Была предпринята попытка предложить компаниям проектировать встроенно-пристроенные помещения социальной функции для включения их в дальнейшую сеть городских дошкольных и школьных учреждений. Опыт показал ошибочность подхода: встроенные помещения могут быть только частными, их характеристики не отвечают узаконенным стандартам государственных объектов. Есть вопросы и в отношении медицинских учреждений. Опираясь на опыт Санкт-Петербурга, была сделана попытка учета частных медцентров при расчете обеспеченности населения медуслугами, но это себя не оправдало.
Маркус Апенцеллер, голландский архитектор, партнер бюро MLA+, считает, что Москва выстроена по принципам индустриального, промышленного города. Нормы строительства в городе довольно жесткие. Если считать, что они являются юридическим документом, то самый невинный шаг архитектора за рамки нормы может считаться преступлением. Это оправданно, когда город строится с нуля. Когда же идут процессы реновации, было бы более разумно опираться на методические рекомендации, как это принято в ряде стран. Такие рекомендации имеют статус нормирования: в случае неодобрения архитектурный проект не может быть реализован. Апенцеллер ратует за большую гибкость, если, конечно, она опирается на здравый смысл.
Уже работавший над целым рядом проектов в Москве испанец Рикардо Бофилл напомнил участникам конференции, что города мира шли разными путями: где-то жестко следовали канонам развития, где-то, наоборот, гибко увязывали градостроительство с потребностями жизни. И если консерватизм мешает движению вперед, то гибкость чревата другим – хаосом и неразберихой. По мнению Бофилла, обновлять принципы застройки надо, но делать это следует медленно и осторожно, не впадая в крайности. Однако по поводу предстоящих задач, которые следует решать градостроителям Москвы, Бофилл вспомнил красноречивый призыв Гагарина: «Поехали!». А это можно принять в качестве совета не бояться, быть активнее.