От Подбельского до Рокоссовского

От Подбельского до Рокоссовского

От Подбельского до Рокоссовского
От Подбельского  до Рокоссовского
Одна из станций московского метро поменяет название

Станция Московского метрополитена «Улица Подбельского» будет переименована в «Бульвар Рокоссовского». Об этом объявила на минувшей неделе Межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов Москвы. Решение назревало давно, ведь на карте города уже давно нет улицы Подбельского, она стала Ивантеевской еще в 1994 году. Помимо этого еще некоторые названия станций метро тоже утратили привязку к наземным объектам или находятся в зоне активных общественных дискуссий.

На северо-востоке Москвы решили переименовать улицу, названную когда-то в честь первого наркома почт и телеграфов РСФСР Вадима Подбельского. Улица стала Ивантеевской, а вот станция метро сохранила свое название, данное ей при открытии четырьмя годами ранее. Получился курьез: в течение 20 лет подземная станция носит имя несуществующей на карте улицы. Теперь станция метро получит название по расположенному поблизости бульвару Рокоссовского, созданному еще в 1969 году. Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский – один из самых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, участник битвы за Москву. Подобное решение членов Межведомственной комиссии вряд ли вызовет какие-то возражения и споры.
Между тем есть еще несколько станций метро, чьи названия уже не соответствуют близлежащим наземным объектам. Например, станция «Библиотека имени Ленина» находится рядом с Российской государственной библиотекой, а возле станции «Аэропорт» теперь нет никакого летного поля. Но эти названия возникли еще в 30-е годы и сегодня могут рассматриваться как исторические. В конце концов, пассажиров станции «Кузнецкий Мост» не очень беспокоит отсутствие в этой местности (с начала ХIХ века) моста через реку Неглинку.
Топонимические дискуссии подчас приобретают политизированные формы. Ряд общественных организаций давно добивается переименования станции «Войковская», например, в «Петербургскую», «Северо-Западную» или «Авиационную». Их основной аргумент: большевик Петр Войков принимал участие в подготовке убийства семьи Николая II, следовательно, является преступником, поэтому прославлять его аморально. Сложность, однако, в том, что станция при открытии (в 1964 году) получила название по району, где находились крупный чугунолитейный завод им. Войкова и несколько одноименных проездов. К тому же для многих людей старшего поколения товарищ Войков и поныне – герой революции и видный дипломатический деятель.
Не утихают споры и вокруг «Алма-Атинской». Станция проектировалась и значилась во всех планах как «Брате-
ево», однако незадолго до открытия неожиданно была переименована. Думается, никто в городе не против укрепления добрососедских связей с казахским народом и с Алма-Атой (там сейчас «в обмен» строится станция «Москва»). Но сторонники возвращения проектного названия выдвигают несколько весомых аргументов: Братеево – название исторической местности, известное с 1628 года; прилагательные от топонимов с дефисом не слишком удобны для написания и провоцируют ошибки; решение о пере-
именовании в 2011 году не получило одобрения Межведомственной комиссии, т.е. принималось с нарушением установленной процедуры. С другой стороны, невдалеке от этой станции пролегает улица Алма-Атинская. Жители района Братеево особенно огорчены тем, что их мнением о переименовании не поинтересовались. Периодически в районе проводятся сборы подписей и пикеты в поддержку «коренного» названия станции. Солидарность с жителями высказывали и крупные городские чиновники. Однако пока станция продолжает носить то название, которое, как считают некоторые братеевцы, было навязано по соображениям политической конъюнктуры. Но топонимика неотделима от истории и общественной жизни, поэтому добиться абсолютного консенсуса в этих вопросах невозможно.

Теги: #